Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», повесть. Санкт-Петербург: А.С. Суворин, 1902

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 67   >>>

  

67

отступим; но будь я поганый татарин, а не христианин, еслп мы выпустим их хоть одного из города! Пусть их, собаки, все передохнут с голоду! » Войско, отступив, облегло весь город и, от нечего делать, занялось опустошеньем окрестностей, выжигая окружные деревни, скирды неубранного хлеба и напуская табуны коней на нивы, еще не тронутые серпом, где, как нарочно, колебались тучные колосья, плод необыкновенного урожая, наградившого в ту пору щедро всех земледельцев. С ужасом видели из города, как истреблялись средства их существования. А между тем запорожцы, протянув вокруг всего города в два ряда свои телеги, расположились так же, как и на Сечи, куренями, курили свои люльки, менялись добытым оружием, играли в чехарду, в чет и нечет и посматривали с убийственным хладнокровием на город. Ночью зажигались костры; кашевары варили в каждом кѵрене кашу в огромных медных казанах; у горевших всю ночь огней стояла бессонная стража.'Но скоро запорожцы начали понемногу скучать бездействием и продолжительной трезвостью, не сопряженной ни с каким делом. Кошевой велел удвоить даже порцию вина, чтб иногда водилось в войске, если не было трудных подвигов п движений. Молодым, и особенно сынам Тараса Бульбы, не нравилась такая жизнь. Апдрий заметно скучал. «Неразумная голова», говорил ему Та-

68

рас: «терпи козак — атаман будешь! Не тот еще добрый воин, кто не потерял духа в важном деле, а тот добрый воин, кто и на без-дельи не соскучит, все вытерпит, п хоть ты ему что хочь, а он все-такп поставит на своемъ*. Но не сойтись пылкому юноше с старцем: другая натура у обоих, и другими очами глядят они на то же дело.

А между тем подоспел Тарасов полк, приведенный Товкачем; с ним было еще два есаула, писарь и другие полковые чины; всех коза-ков набралось больше четырех тысяч. Было между ними немало и охочекоионных, которые сами поднялись, своею волею, без всякого призыва, как только услышали, в чем дело. Есаулы привезли сыновьям Тараса блогословенье от старухи-ыатери и каждому по кипарисному образу из Межигорского киевского монастыря. Надели на себя святые образа оба брата и невольно задумались, припомнив старую мать. Чтб-то пророчит им и говорит это блогословенье? Блогословеньели на победу над врогом и потом веселый возврат в отчизну с добычей и славой на вечные песни бандуристам, или же?... Но неизвестно будущее, и стоит оно пред человеком подобно осеннему туману, поднявшемуся из болот: безумно летают в нем вверх и вниз, черкая крыльями, птицы, не распознавая в очи друг друга, голубка — не видя ястреба,