Челышев М.Д. Речи, произнесенные в Третьей Государственной Думе о необходимости борьбы с пьянством... СПб.:1912

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 499   >>>

— 499 —

чтобы население не просило о своем отрезвлении *). Депутат Предкальн на съезде говорил: «В некоторых местах Веталв-Одзенской воя. были попытки бороться с пьянством, но оне встретили сопротивление со стороны местных властей. Так, в Залисбург-ском приходе в феврале 1909 г. сход волостных выборных одной из волостей прихода обратился к начальству с просьбой о закрытии местной корчмы, но комиссар по крестьянским делам оставил просьбу без последствий. Подобный отказ был получен от комиссара и Нидербаутским волостным правлением Курляндской губ. в ответь на ходатайство схода выборных о закрытии корчмы. Этот комиссар не допустил обжаловать свое постановление, мотивируя это тем, что надо обождать до разрешения вопроса Государственной Думой». На местах отказывают,—ждите, говорят, когда этот вопрос рассмотрит Дума. Я говорил уже вам, что этот вопрос идет у нас четвертый, год и конца ему не видно. Укажу еще на один характерный случай. Как настоящий пастырь церкви Христовой, видя, наблюдая разрушающее влияние употребления спиртных напитков, он предлагал бороться с этим в своем приходе таким образом: кто в его приходе торгует нелегально водкой, тому он отказывался отслужить молебен. Вот, что пишут (Читает): «Заборьевский приходский совет, Смоленской губ., в силу моральных и экономических оснований, постановил не служить молебнов

*) ПИтанге на 1-м Всеросс. антиалкольном съезде рассказывал: „Наше (в с. Павдове) о-во трезвости совершенно внепарпйное, внеполн-тнческое; состоит из приказчиков, рабочих, учителей; имеет свое помещение, летний сад; устраивает спектакли, литературно-музыкальные вечера, лекции. И вот было подкинуто несколько прокламаций и сделав донос. По счастию мы случайно раньше узнали о доносе и, когда явились с обыском, мы предъявили написанное прошение губернатору о расследовании деятельности о-ва, в виду последовавшого, как известно обществу, доноса. При обыске случайно вышел инцидент;—доносчик, местный торговец, явился на обыск загримированный и переодетый городовым. Но он потерял ус и был при общем хохоте узнан. Произошел скандал, и затея не удалась*.

- 500 -

в домах, где хозяева шинкарят. Смоленская конси-стория в своем указе на имя священника поставила на вид приходскому совету, что он не в праве судить и делать постановление «по вопросам государственной важности» и критиковать действия Правительства, а самое постановление признала «насилиемъ», т. е. действием, противоречащим истинно-христианской свободе». Другими словами, священнику говорят: ты хочешь карать шинкарей, хочешь бороться, чтобы народ не спаивали, хочешь бороться с народным невежеством и темнотой, признавая, что пьянство есть главный результат всех этих несчастий народа. Не смей, не должен этого касаться, потому что это дело государства. Гг., да что это? Ведь надо только иметь богатырскую силу души и воли священника, чтобы делать это, потому что ему прямо говорят: не твое дело, руки прочь, не смей мешать опаивать русский народ. Делегаты на алкогольном съезде от Риги говорят (Читает): «Рижский народный дом общества трезвости «Аусеклисъ» 28 января 1906 г. был сожжен неизвестными злоумышленниками при весьма странных обстоятельствах. За день до сожжения эконом дома был предупрежден об этом местным полицейским надзирателемъ». Дом был сожжен, дом общества трезвости, дом трезвенников был сожжен неизвестными злоумышленниками, при чем полиция предупредила эконома, что он будет сожжен. Гг., что это? Дальше (Читает): «21 января был также сожжен по распоряжению генерал-маиора Орлова грандиозный дом Мюцуабенского безалкогольного общества. Надо добавить, что заслугой общества «Аусеклисъ» следует считать то, что во время движения 1905 г. у латышей явилась также и массовая борьба с пьянством; в городах рабочие поголовно отказались от алкоголя и штрафовали пьющих товарищей. Если бы совершилась воля латышей, то в 1905 г. в крае прекратилось бы существование питейных заве-



Hosted by uCoz