Челышев М.Д. Речи, произнесенные в Третьей Государственной Думе о необходимости борьбы с пьянством... СПб.:1912

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 389   >>>

— 389 —

как думали, как понимали великие мыслители, великие люди как родной земли нашей, так и других стран, народный пороись — отравление себя спиртными напитками. Я остановился, когда подошел к мыслям, к изречениям и к проповедям недавно умершого великого мирового мыслителя, гр. JI. Н. Толстой). Я придаю его словам великое значение, потому что один из заветов его «не убии» наша учащаяся молодежь хотела провести в жизнь, для чего даже нарушала порядок и жертвовала собой до жизни включительно. Но, кроме этого завета «не убий», гр. Толстой отдавал много внимания и много своей мысли, а также и придавал большое значение злу народной жизни—это спиртным напиткам. Вот что он говорит (Читает): «Зло это—не добро. Это, думаешь, питье? Это—огонь, сожжет он тебя. Только бы мы поняли то, что в деле потребления вина нет теперь середины и хотим мы или не хотим этого — мы должны выбрать одно из двух: служить Богу или мамоне. Редкий вор, убийца совершает свое дело трезвым. Вино затемняет разум и совесть людей: люди от употребления вина становятся грубее, глупее и злее. Вино не придает ни здоровья, ни сил, ни тепла, ни веселья, а приносит людям только большой вред. И потому следовало бы всякому разумному и доброму человеку не только самому не употреблять пьяные напитки, но и всеми силами стараться уничтожить обычай употребления этого безполезного и вредного яда. Как же, зная, что употребление пьяных напитков есть зло, губящее сотни тысяч людей, я буду угощать этим злом друзей, собравшихся ко мне на праздник, крестины или свадьбу? Наш разум и наша совесть самым настоятельным образом требуют от нас того, чтобы мы перестали пить вино и угощать им. Всякий, кто пьет вино, как бы он умеренно не пил его, в каких бы особенных, всеми принятых случаях ни угощал бы им, — делает великий грех.

— 390 —

Если ты — молодой человек, еще никогда не пивший, еще не отравленный ядом вина, — дорожи своей не-испорченностыо и спободой от соблазна. Пьяному ничего не совестно, и потому, если человек хочет сделать поступок, который совесть воспрещает ему, он одурманивается. Пьют и курят не так, не от скуки, не для веселья, не потому, что приятно, а для того, чтобы заглушить в себе совесть. Только пьяные, никогда не вытрезвляющиеся люди, могут делать эти дела и жить в том противоречии жизни и совести, в котором живут люди нашего мира. Для того, чтобы человек, курящий и пьющий умеренно, привел мозг в нормальное состояние, ему нужно пробыть, по крайней мере, неделю или более без употребления вина и курения. Но без сравнения ужаснее последствия для всего общества того, считающогося безвредным, умеренного употребления водки, вина, пива и табака, которому предается большинство людей, а в особенности, так называемые, образованные классы нашего мира. Эти последствия должны быть ужасны, если признать то, чего нельзя не признать: что руководящая деятельность общества — деятельность политическая, служебная, научная, литературная, художественная—производится большею частью людьми, находящимися в ненормальном состоянии, людьми пьяными. Люди эти предаются тому, что иначе нельзя назвать, как безобразное пьянство, и среди этого безобразия радуются на самих себя и соболезнуют о непросвещенном народе... Что сильнее—то ли просвещение, которое распространяется в народе чтением публичных лекций и музеями, или та дикость, которая поддерживается и распространяется в народе зрелищами таких празднеств, как празднество 12 января, празднуемое самыми просвещенными людьми России?.. Пора понять, что просвещение, не основанное на нравственной жизни, не было и никогда не будет просвещением, а будет только затмением и разрушением. Только абсолют-



Hosted by uCoz