Челышев М.Д. Речи, произнесенные в Третьей Государственной Думе о необходимости борьбы с пьянством... СПб.:1912

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 388   >>>

- 388 —

подтверждается; по крайней мере есть признаки... только бы не помешали им развернуться вследствие каких-нибудь особенных поводов. Напротив, о, если бы их поддержать. Что если бы с своей стороны поддержали их и все наши передовые умы, наши литераторы, наши социалисты, наше духовенство и все, все изнемогающие ежемесячно и печатно под тяжестью своего долга народу. Что если бы поддержал их и нарождающийся наш школьный учитель!.. Даже самый мелкий сельский школьный учитель мог бы взять на себя весь почин, всю инициативу освобождения народа от варварской страсти к пьянству, если бы только того захотелъ». Далее в романе Достоевского «Бесы» преступный и умный герой этого романа, невольно напоминающий нашего современного Азефа, революционер Петр Верховенский, искушая и увлекая в свои сети другого героя Ставрогина, говорит ему, между прочим, следующее: «Народ пьян, матери пьяны, дети пьяны, церкви пусты, а на судах: «200 розогь или тащи ведро». О, дайте взрости поколению. Жаль только, что некогда ждать, а то пусть бы еще попьлнее стали. А как жаль, что нет пролетариев. Но будут, будут, к этому идет... Слушайте, я сам видел ребенка шести лет, который вел домой пьяную мать, а та его ругала скверными словами. Вы думаете я этому радъ? Когда в наши руки попадет, мы, пожалуй, и вылечим... если потребуется; мы на 40 лет в пустыню выгоним, но одно или два поколения разврата теперь необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в жалкую, трусливую, себялюбивую мразь. Вот чего надо! А тут еще свеженькой кровушки, чтоб попривыкъ». Гг., это великий ум, признанный многими, почти всем миром, знатоигь души русского человека, рисует ужасное положение, в котором находился наш простой русский рабочий крестьянин.

Приступаю к продолжению указаний, как мыслили,

— 389 —

как думали, как понимали великие мыслители, великие люди как родной земли нашей, так и других стран, народный пороись — отравление себя спиртными напитками. Я остановился, когда подошел к мыслям, к изречениям и к проповедям недавно умершого великого мирового мыслителя, гр. JI. Н. Толстой). Я придаю его словам великое значение, потому что один из заветов его «не убии» наша учащаяся молодежь хотела провести в жизнь, для чего даже нарушала порядок и жертвовала собой до жизни включительно. Но, кроме этого завета «не убий», гр. Толстой отдавал много внимания и много своей мысли, а также и придавал большое значение злу народной жизни—это спиртным напиткам. Вот что он говорит (Читает): «Зло это—не добро. Это, думаешь, питье? Это—огонь, сожжет он тебя. Только бы мы поняли то, что в деле потребления вина нет теперь середины и хотим мы или не хотим этого — мы должны выбрать одно из двух: служить Богу или мамоне. Редкий вор, убийца совершает свое дело трезвым. Вино затемняет разум и совесть людей: люди от употребления вина становятся грубее, глупее и злее. Вино не придает ни здоровья, ни сил, ни тепла, ни веселья, а приносит людям только большой вред. И потому следовало бы всякому разумному и доброму человеку не только самому не употреблять пьяные напитки, но и всеми силами стараться уничтожить обычай употребления этого безполезного и вредного яда. Как же, зная, что употребление пьяных напитков есть зло, губящее сотни тысяч людей, я буду угощать этим злом друзей, собравшихся ко мне на праздник, крестины или свадьбу? Наш разум и наша совесть самым настоятельным образом требуют от нас того, чтобы мы перестали пить вино и угощать им. Всякий, кто пьет вино, как бы он умеренно не пил его, в каких бы особенных, всеми принятых случаях ни угощал бы им, — делает великий грех.



Hosted by uCoz