— 390 — Если ты — молодой человек, еще никогда не пивший, еще не отравленный ядом вина, — дорожи своей не-испорченностыо и спободой от соблазна. Пьяному ничего не совестно, и потому, если человек хочет сделать поступок, который совесть воспрещает ему, он одурманивается. Пьют и курят не так, не от скуки, не для веселья, не потому, что приятно, а для того, чтобы заглушить в себе совесть. Только пьяные, никогда не вытрезвляющиеся люди, могут делать эти дела и жить в том противоречии жизни и совести, в котором живут люди нашего мира. Для того, чтобы человек, курящий и пьющий умеренно, привел мозг в нормальное состояние, ему нужно пробыть, по крайней мере, неделю или более без употребления вина и курения. Но без сравнения ужаснее последствия для всего общества того, считающогося безвредным, умеренного употребления водки, вина, пива и табака, которому предается большинство людей, а в особенности, так называемые, образованные классы нашего мира. Эти последствия должны быть ужасны, если признать то, чего нельзя не признать: что руководящая деятельность общества — деятельность политическая, служебная, научная, литературная, художественная—производится большею частью людьми, находящимися в ненормальном состоянии, людьми пьяными. Люди эти предаются тому, что иначе нельзя назвать, как безобразное пьянство, и среди этого безобразия радуются на самих себя и соболезнуют о непросвещенном народе... Что сильнее—то ли просвещение, которое распространяется в народе чтением публичных лекций и музеями, или та дикость, которая поддерживается и распространяется в народе зрелищами таких празднеств, как празднество 12 января, празднуемое самыми просвещенными людьми России?.. Пора понять, что просвещение, не основанное на нравственной жизни, не было и никогда не будет просвещением, а будет только затмением и разрушением. Только абсолют- | — 391 — ным воздержанием от спиртных напитков может наша интеллигенция излечить себя и народ от пьянства, а проповедь, так называемого, умеренного 'употребления ихъ—при настоящих условиях жизни—лишь пустая забава. Алкоголь, под каким бы видом его не употребляли, не дает ни здоровья, ни силы, ни теплоты, ни счастья. Он производит только одно зло». Последний его завет был следующий. Очевидец, приехавший после похорон Толстого из Ясной Поляны, рассказывает, что за день до ухода из Ясной Поляны, Лев Николаевич посетил яснополянскую библиотеку крестьян и собственноручно прибил там лист бумаги с надписью крупными словами: «Мой заветъ—не пить вина и водки». А вот, гг., еще написанное собственноручно покойным ир. Толстым, когда мне Бог привел видеться с ним. Он мне написал тот ярлык, который надо наклеить на бутылку к тому ярлыку, который рассматривает комиссия. Ярлык следующого содержания: «Вино—яд вредный и для души и для тела. И потому грех и самому пить вино, и других угощать им, а еще больший грех приготовлять этот яд и торговать имъ». Гг., это слова, повторяю вам, великого ума, прожившого слишком 80 лет, ума, который мог наблюдать, каись сквозь вооруженный инструментом глаз, народную жизнь, а главное народную душу и правильно определившого многия наши несчастья, в которых сыграла водка крупную роль. Но вот, гг., еще есть один русский писатель, это Тургенев. Он говорит: Все спятъ! Спит тот, кто бьет, в тот, кого колотят. Один царев кабакъ—тот не смыкает глаз, И, штоф с очищенной всей пятерней сжимая, , Лбом в полюс опершись, а пятками в Кавказ, Спит иеиробудным сном отчизна, Русь святая!.. Гг., все это я вам приводил слова, мнения и из-речения людей, не вооруженных медицинской наукой *); *) Здесь уместно вспомнить хоть часть из тех многочисленных пословиц и поговорок, которыми народный опыт отметил вредное влияние спиртных напитков. Этих пословиц и поговорок тысячи, но мы удовольствуемся немногими, чтобы, хотя отчасти, показать отношение самого порода к алкогольным напиткам. |