Челышев М.Д. Речи, произнесенные в Третьей Государственной Думе о необходимости борьбы с пьянством... СПб.:1912

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 386   >>>

- 386 —

Дерутся и режутся братья,

И мать дочерей продает.

Плач, песни, и вой, и проклятья...

Питейное дело растетъ!..

Теперь, и г., не могу не остановиться подробнее на нашем знаменитом и великом психолои-Ь Достоевском. Он, в своем «Дневнике Писателя», в 1876 г. писал: «Вино скотинит и вверит человека, ожесточает его и отвлекает от всяких светлых мыслей, тупит его перед всякой доброй пропагандой. Пьяному не до сострадания (к животным), пьяный бросает жену и детей своих. Пьяный муж пришел к жене, которую бросил и не кормил с детьми много месяцев, и потребовал водки, стал бить ее, чтобы вымучить еще водки, а несчастная каторжная работница, не знавшая, чем детей прокормить, схватила нож и пырнула его ножом. Это случилось недавно и ее будут судить. И напрасно я рассказал о ней, ибо таких случаев сотни и тысячи, только разверните газеты... Вино неминуемо и неотразимо стоит над человеческой волей... иссякает народная сила, глохнет источник будущих богатств, беднеет ум и развитие,— и что вынесут в уме и сердце своем современные дети народа, взросшия в скверне отцов своихъ? Зогорелось село и в селе церковь, вышел целстольник и крикнул народу, что если бросят отстаивать церковь, а отстоят кабак, то выкатит народу бочку. Церковь сгорела, а кабак отстояли...» Гг., не это ли же самое у нас сейчас происходить. Дальше он говорит: *) «Чуть ли не половину теперешняго бюджета нашего оплачивает водка, т. е. теперешнее народное пьянство и теперешний разврат, стало быть вся народная будущность. Мы, так сказать, будущностью нашею платим за наш величавый бюджет великой Европейской державы; мы подсекаем дерево в самом корне, чтобы достать скорее плод. Освобо-

*) „Дневник писателя" 1873 г.

— 387 —

жденный великим Монаршим словом народ наш, неопытный в новой жизни, самобытный, еще не живший, начинает только первые; шаги свои на новом пути. Что встретил наш народ на первых шагахъ? Шаткость высших слоен общества, веками укоренившуюся отчужденность от него нашей интеллигенции и в довершение дешевку *) и жида. Народ закутил и запил, сначала с радости, а потом по привычке. Показали ли ему что-нибудь лучше дешевки, развлекли ли, научили ли его чему-нибудь? Во многих даже местностях кабаки стоят уже не для сотен жителей, а всего для десятков; мало того—для малых десятков. Есть местности, где кабак на полсотни жителей и менее, чем на полсотни. Можно ли предположить, чтобы кабаки могли существовать лишь одним виномъ? Чем же, стало быть, они окупаются? Народным развратом, разрушением семейств и стыдом народа— вот чем они окупаются». Гг., это слова великого нашего мыслителя Достоевского. «Матери пьют, дети пьют, церкви пустуют, отцы разбойничают, бронзовую руку у Ивана Сусанина отпилили и в кабак снесли, а в кабаке приняли! Спросите лишь одну медицину: какое может родиться поколение от таких пьяницъ? Бот вам необходимый бюджет великой державы, а почему? Очень, очень нужны деньги. Спрашивается, кто же будет выплачивать через 15 лет, если настоящий порядок продолжится? Труд, промышленность? Ибо правильный бюджет окупается лишь трудом и промышленностью; но какой же образуется труд при таких кабаках. Но не раз уже приходилось народу выручать себя, он найдет в себе охранительную силу, которую всегда находил; найдет в себе начала, охраняющия и спасающия,—вот те самые, которых ни за что не находит в нем наша интеллигенция. Не захочет он сам кабака; захочет труда и порядка, захочет чести, а не кабака. И, слава Богу, все это, кажется, *) .Дешевкою* называлась во время Достоевского водка.



Hosted by uCoz