-381 - сыплющийся обеднеют. Вино глумливо, сикера буйна. Кто любит веселие, обеднеет, а сто любит вино, нё разбогатеет. У кого вой? У кого стонъ? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не царям пить вино, и не князьямъ—сикеру. чтобы, напившись, они не забыли закона и не извратили суда. Не будь между упивающимися виномъ». Иисус Страхов говорит: «В вине не мужайся, многих бо погуби вино. Умножает пьянство ярость безумного». Исаия пророк говорит: «Горе тем, которые с ранняго утра ищут сикеры и до поздняго вечера разго-рячают себя вином. Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкие напитки». Во Второзаконии написано: «если у кого будет сын буйный и непокорный, то отец его и мать скажут старейшинам города своего: сей сын наш буен, мот и пьяница. Тогда все жители города пусть побьют его камнями до смерти, и так истреби зло из среды себя, и все израильтяне услышат и убоятся». Иоиль говорит: «пробудитесь, пьяницы, и плачьте и рыдайте, все пьющие вино, о виноградном соке, ибо пришел на землю народ сильный, безчисленный, зубы у него— зубы львиные и челюсть у него, как у львицы». Это, гг., говорил еврейский народ, народ, который все время с начала своего существования находится в гонениях. В какия бы гонения ни был брошен еврейский народ, этот народ остался сильным, остался материально обезпеченным, остался народом умным. Что его спасает и укрепляет, где он берет силу? В трезвости. Теперь, гг., оглашу, что говорил наш Иисус Христос, Спаситель мира. Он говорил: «смотрите за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объя-дением и пьянствомъ». Апостол Павел говорил: «не упивайтесь вином, в нем бо есть блуд. Пьяницы Царствия Божия не наследуют; как днем; будем | - 382 - вести себя блогочинию, не предаваясь пьянству. Дела плоти известны, они суть: ссоры, убийства, пьянство, безчинство и тому подобное; предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царства По* жия не наследуют. Не упивайтесь вином, от кого* рого бывает распутство. Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается пьяницей, с таким даже и не есть вместе». Великий учитель церкви, Василий Великий, говорит:«Пьянство—утрата раз* судка, истощение силы, безвременная старость, преждевременная смерть. Как вода противится огню, так вино потопляет умные мысли. Как дым прогоняет пчел, так пьянство удаляет духовные дарования. Когда вино управляет пьяным, он уподобляется лошади без узды». Другой учитель церкви Иоанн Златоуст говорит: «Дьявол никого так не любит, как пьяниц, потому что никто так не исполняет злой воли его, как пьяница. Убегай от вина, как от змея. Не напиваться считается делом женоподобным и смешным, тогда как пьянство более всего должно быть осмеяно». Тихон Задонский, учитель церкви Христовой в России, говорит: „Скареднейший и вреднейший порою» есть пьянство. Оно—причина многих зол, и душевных и телесных. Оно лишает тело крепости, а душу ничто не губит так, как пьянство. Надобно крепко вооружиться против пьянства, стоять, не поддаваться, ломиться и призывать всесильную помощь Божию». Ефрем Сирин говорит: «Будем убегать роскоши и шумного пьянства, этой матери блуда. Не разбавляй тела своего винным воспламенением, чтобы не напали на тебя лукавые помыслы и самые худые мысли. Во всякое время бойся вина, юный,—потому что вино никогда не щадит тела. возжигает в нем огонь худого пожелания». Кирилл Философ говорил: «пьяница не может быть ни добрым гражданином, ни хорошим семьянином, пьяница самый несчастный из людей. Если согрешит трезвый,, то он покается |