Челышев М.Д. Речи, произнесенные в Третьей Государственной Думе о необходимости борьбы с пьянством... СПб.:1912

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 380   >>>

— 380 -

ствовал закон о том, чтобы пьяную кормилицу подвергали смертной казни. Сократ говорил: «пьяница не есть человек свободный, он находится во власти своих страстей». А вот как на этот вопрос смотрят римляне. У римлян также есть запреты пить вино, и это было во времена их развития и могущества, до начала падения Империи. Известно, напр., запрещение пить вино людям моложе 30 лет, а в 186 г. до Рождества Христова, во время упадка, Сенат -запретил культ вакханалий как в Империи, тал и в провинции. Ромул издал закон, по которому мужу дозволялось наказать жену за питье вина; не пьянство даже, а вообще употребление вина женщинами наказывалось в древнем Риме. Млиний Старший рассказывает в своей естественной истории, что одна женщина была убита мужем за то, что пила вино, и убийца был прощен Ромулом. Даже во времена большого пьянства римские воины получали только свой ячменную похлебку и свой уксус с медом. Все это, гг., заставляет меня говорить, что этот вопрос возник не по челышовскому желанию, а этот вопрос древний, древний, как мир. Сенека в своем 95 послании, перечислив все известные ему последствия пьянства в организме человека, заканчивает: „велика слабость этих жертв вина и велики мученья тех, которые терпят от ослабления и потери зрения и слуха, от постоянных головных болей, где найти выражение всех недугов, как описать это зло»? Гг., я не могу не обратить вашего внимания и на то, как относилось Священное Писание к этой народной язве, разъедавшей душу и тело людей. Соломон Премудрый, которого считают еще до сего времени великим и умным писателем, как в Писании, так и в жизни, творить: «не смотри на вино, как оно искрится в чаше, впоследствии оно укусит, как змея, и ужалит, каись аспид. Глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое зоговорить развратное. Пьяница и пре-

-381 -

сыплющийся обеднеют. Вино глумливо, сикера буйна. Кто любит веселие, обеднеет, а сто любит вино, нё разбогатеет. У кого вой? У кого стонъ? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не царям пить вино, и не князьямъ—сикеру. чтобы, напившись, они не забыли закона и не извратили суда. Не будь между упивающимися виномъ». Иисус Страхов говорит: «В вине не мужайся, многих бо погуби вино. Умножает пьянство ярость безумного». Исаия пророк говорит: «Горе тем, которые с ранняго утра ищут сикеры и до поздняго вечера разго-рячают себя вином. Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкие напитки». Во Второзаконии написано: «если у кого будет сын буйный и непокорный, то отец его и мать скажут старейшинам города своего: сей сын наш буен, мот и пьяница. Тогда все жители города пусть побьют его камнями до смерти, и так истреби зло из среды себя, и все израильтяне услышат и убоятся». Иоиль говорит: «пробудитесь, пьяницы, и плачьте и рыдайте, все пьющие вино, о виноградном соке, ибо пришел на землю народ сильный, безчисленный, зубы у него— зубы львиные и челюсть у него, как у львицы». Это, гг., говорил еврейский народ, народ, который все время с начала своего существования находится в гонениях. В какия бы гонения ни был брошен еврейский народ, этот народ остался сильным, остался материально обезпеченным, остался народом умным. Что его спасает и укрепляет, где он берет силу? В трезвости. Теперь, гг., оглашу, что говорил наш Иисус Христос, Спаситель мира. Он говорил: «смотрите за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объя-дением и пьянствомъ». Апостол Павел говорил: «не упивайтесь вином, в нем бо есть блуд. Пьяницы Царствия Божия не наследуют; как днем; будем



Hosted by uCoz