Челышев М.Д. Речи, произнесенные в Третьей Государственной Думе о необходимости борьбы с пьянством... СПб.:1912

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 378   >>>

- 378 —

общественных дел сопровождать выпивкой, требовалось, чтобы все поотановленные рещения обязательно пересматривались на другой день в трезвом состоянии, после чего уже полагалась окончательная резолюция. Камбиз, по свидетельству Геродота, будучи сам пьяницей, дозволял своей победоносной армии пить лишь одну воду. Перейдем к народу еврейскому. Первый первосвященник Аарон был проповедником трезвости. Самсон, кроме воды, ничего не пил. Израильтяне, странствуя 40 лет в пустыне, ограничивались питьем воды. Назоряне были первым союзом людей, отказавшимся от всякого вина и от всего хмельного, в каком бы виде и количестве оно ни было. Моисей оставил после себя постановления, относительно наказуемости пьянства. Египтяне на пирах и попойках ставили перед собой скелет. Фараоны издавали указы против пьянства, и египтяне побеждены были персами только после того, как среди них разразилось пьянство. В древнем Египте пьяниц подвергали унизительным наказаниям и осмеянию. Мусульмане и арабы смотрели на это такими же глазами. Могомет запретил правоверным пить вино, и это запрещение помогало его победам. Султан арабов Солиман I вливал в горло пьяницам расплавленный свинец. В древней Мексике запрещали под страхом строгого наказания вино, и спиртные напитки разрешались только старикам, так как, по мнению древних мексиканских врачей, спиртные напитки—«молоко старцевъ». Дальше, гг., скажу вам о греках. В греческой мифологии есгь указания, что богиня Юнона родила от пьяного Юпитера урода. Греки во время самого большого своего могущества и процветания ичэсударства были трезвыми. Солон в первый раз оштрафовал пьяного архонта, а во второй раз казнил; он же издал закон против кабатчиков, продающих неразбавленное водой вино; при нем питье вина и пьянство так презиралось всеми, что

— 379 —

афинский гражданин, посетивший хоть раз место продажи крепких напитков, навсегда себя обеучещивал. Ликургь запретил в Спирте употребление вина и особенно в день свадьбы, под страхом тяжелого наказания; пьянице он отсекал ноги и разрушал где мог, виноградные плантации, он напаивал допьяна рабов и показывал их юногпамъи детям, дабы вызывать в них отвращение к пьянству. Питак Мити-ленский не считал пьянство смягчающим вину обстоятельством и наказывал провинившихся в пьяном виде вдвойне. Залевск, царь и законодатель дорийский, дозволял употреблять вино только больным. Греческие законы запрещали пьяному мужу сходиться со своей женой; Плутарх говорил: «от пьяницы рождается пьяница». Диоген сказал одному глупцу: «твой отец дал тебе жизнь, будучи пьянымъ». Платон в своих диалогах говорил, что вино не следует употреблять тому, кто занят каким-нибудь важным делом, будь то военное, гражданское или даже просто частное дело; кроме того он писал: «необходимо было бы издать закон, который воспрещал бы употреблять вино юношам до 18 лет и учил бы молодых людей, как опасно разжигать горячими напитками огонь их молодости, когда он не успокаивается и от тяжелого труда. Без этого закона наша молодежь рискует попасть в неволю гнусным страстямъ». Зачем Аристотель говорил: «Цикута есть яд, а вино —яд и цикуте ѵ. Аристотель учил, что пьяная жена рождает таких же детей, что опьянение есть добровольное сумасшествие. Пифогор говорит: «спросите пьяницу, как бы он мог перестать пить. Я отвечу за него— пусть он почаще смотрит на те дела, какия он делал в пьяном виде». Гиппократ, отец медицины, говорит, что пьянство есть причина идиотизма, эпилепсии и тому подобных болезней нервов. В Карфагене закон воспрещал супругам употреблять вино в те дни, когда они намерены были сблизиться. Там также суще-



Hosted by uCoz