Челышев М.Д. Речи, произнесенные в Третьей Государственной Думе о необходимости борьбы с пьянством... СПб.:1912

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 376   >>>

— 376 —

трибуны; я укажу только на некоторое положение, которое считаю необходимым довести до сведения Государственной Думы; я хочу только одно указать в начале своей речи, что алкоголь, т. е. спиртные напитки, давно известны, и давно известен их вред, но до VI века спиртные напитки или алкоголь изготовлялись только из виноградных лоз; алкоголь имел вид только виноградного вина; в VI веке по Рождестве Христове арабы открыли способ выкуривать из хлеба безводный спирт, и только в Х£ИИ веке после Рождества Христова алкоголь, в виде хлебного вина, получает распространение среди народа. Только 600 лет прошло с тех пор, как алкоголь стал проникать в народные массы, в виде настоящих спиртных напитков; поэтому, все, что я- укажу из древних источников, из древних летописей, относится гсь тому времени, когда еще яд спиртных напитков не мог быть так губителен, так опасен, потому что он зависел всецело от удачного урожая и сбора винограда. Но в настоящее время, блогодаря технике, размер вырабатываемых спиртных напитков не может зависеть ни от чего, потому что их выкуривают как из хлеба, так из хлебных отбросов, из картофеля и даже из патоки; поэтому естественно, что, при таком прибыльном производстве, в котором заинтересована промышленность, народу, охраняющему свой будущность и свое блогополучие и ведущему историю святых отцов, надо взглянуть на это дело строго и серьезно и принять все меры, которые сократили бы, ограничили бы употребление спиртных напитков. Я, гг., хочу обратить ваше внимание, что рассматриваемый нами вопрос не нов, не сейчас он возник у нас в России, не сейчас он появился во всей Европе: он появился со времен почти-что первого человечества. Чтобы быть точным, я позволю себе, гг., цитировать как летописи, так и изречена, а также

— 377 —

доклады, на которые мае придется ссылаться. Я укажу нам на древний народ, который сохранил культуру, высокую, нравственную культуру и обычаи,—это китайцы. Но китайским книгам, основатель первой династии Небесной Империи, за 2300 лет до Рождества Христова отрицал пользу вина и предсказал великия грядущия несчастий и страшное зло, имеющее произойти от винопития. За 2286 лет до Рождества Христова был издан эдикт в Китае, запрещающий под страхом наказания неумеренное потребление спиртных напитков. За 2205 лет до Рождества Христова в Китае пьянство наказывалось смертной казнью. В 1279 г. до Рождества Христова из Китая были изгнаны все винокуры и в 1120 г. до Рождества Христова запрещено пить вино за исключением случаев потребления его по врачебному предписанию и при жертвоприношениях. В 1116 г. до Рождества Христова императорский эдикт гласит: «наш народ в высшей степени распущен и потерял свой добродетель, что нужно приписать невоздержанности в хмельных напитках, между тем разрушение государств, больших и малых, неизменно следует приписать той же самой причине—потреблению напитковъ». Обличая народ в пьянстве, эдикт угрожает суровыми наказаниями, включая и смертную казнь. Китайские мудрецы и законодатели Конфуций и Меций, жившие один в V*, другой в Ш веке до Рождества Христова, делали большия усилия для подавления пьянства. Это, гг., история, которая имела до Рождества Христова несколько столетий. Далее, перейду к арийскому народу. У древних индийцев или арийцев в законе Ману, около VI века до Рождества Христова, содержится целый ряд запрещений и наказаний за разные виды пьянства и, в особенности, воспрещались некоторые вредные напитки. Древние персы также боролись с этим злом. У них, имевших обыкновение общественное обсуждение всех важнейших



Hosted by uCoz