— 379 — афинский гражданин, посетивший хоть раз место продажи крепких напитков, навсегда себя обеучещивал. Ликургь запретил в Спирте употребление вина и особенно в день свадьбы, под страхом тяжелого наказания; пьянице он отсекал ноги и разрушал где мог, виноградные плантации, он напаивал допьяна рабов и показывал их юногпамъи детям, дабы вызывать в них отвращение к пьянству. Питак Мити-ленский не считал пьянство смягчающим вину обстоятельством и наказывал провинившихся в пьяном виде вдвойне. Залевск, царь и законодатель дорийский, дозволял употреблять вино только больным. Греческие законы запрещали пьяному мужу сходиться со своей женой; Плутарх говорил: «от пьяницы рождается пьяница». Диоген сказал одному глупцу: «твой отец дал тебе жизнь, будучи пьянымъ». Платон в своих диалогах говорил, что вино не следует употреблять тому, кто занят каким-нибудь важным делом, будь то военное, гражданское или даже просто частное дело; кроме того он писал: «необходимо было бы издать закон, который воспрещал бы употреблять вино юношам до 18 лет и учил бы молодых людей, как опасно разжигать горячими напитками огонь их молодости, когда он не успокаивается и от тяжелого труда. Без этого закона наша молодежь рискует попасть в неволю гнусным страстямъ». Зачем Аристотель говорил: «Цикута есть яд, а вино —яд и цикуте ѵ. Аристотель учил, что пьяная жена рождает таких же детей, что опьянение есть добровольное сумасшествие. Пифогор говорит: «спросите пьяницу, как бы он мог перестать пить. Я отвечу за него— пусть он почаще смотрит на те дела, какия он делал в пьяном виде». Гиппократ, отец медицины, говорит, что пьянство есть причина идиотизма, эпилепсии и тому подобных болезней нервов. В Карфагене закон воспрещал супругам употреблять вино в те дни, когда они намерены были сблизиться. Там также суще- | — 380 - ствовал закон о том, чтобы пьяную кормилицу подвергали смертной казни. Сократ говорил: «пьяница не есть человек свободный, он находится во власти своих страстей». А вот как на этот вопрос смотрят римляне. У римлян также есть запреты пить вино, и это было во времена их развития и могущества, до начала падения Империи. Известно, напр., запрещение пить вино людям моложе 30 лет, а в 186 г. до Рождества Христова, во время упадка, Сенат -запретил культ вакханалий как в Империи, тал и в провинции. Ромул издал закон, по которому мужу дозволялось наказать жену за питье вина; не пьянство даже, а вообще употребление вина женщинами наказывалось в древнем Риме. Млиний Старший рассказывает в своей естественной истории, что одна женщина была убита мужем за то, что пила вино, и убийца был прощен Ромулом. Даже во времена большого пьянства римские воины получали только свой ячменную похлебку и свой уксус с медом. Все это, гг., заставляет меня говорить, что этот вопрос возник не по челышовскому желанию, а этот вопрос древний, древний, как мир. Сенека в своем 95 послании, перечислив все известные ему последствия пьянства в организме человека, заканчивает: „велика слабость этих жертв вина и велики мученья тех, которые терпят от ослабления и потери зрения и слуха, от постоянных головных болей, где найти выражение всех недугов, как описать это зло»? Гг., я не могу не обратить вашего внимания и на то, как относилось Священное Писание к этой народной язве, разъедавшей душу и тело людей. Соломон Премудрый, которого считают еще до сего времени великим и умным писателем, как в Писании, так и в жизни, творить: «не смотри на вино, как оно искрится в чаше, впоследствии оно укусит, как змея, и ужалит, каись аспид. Глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое зоговорить развратное. Пьяница и пре- |