Челышев М.Д. Речи, произнесенные в Третьей Государственной Думе о необходимости борьбы с пьянством... СПб.:1912

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 327   >>>

— 327 -

тельное антиалкогольное учение в школах; вызвано это было энергичным требованием преподавателей учебных заведений. В Норвегии для начальных и высших учебных заведений науки об алкоголизме введены в 1896 г. В Голландии вопрос об антиалкогольном обучении возник по инициативе учительских корпораций, и в 1893 г. преподаватели за дело взялись сами. В Бельгии наука об алкоголе введена в школах по инициативе инспектора народных школ Робинса. В Швейцарии § 32 конституции налагает на органы управления отдельных кантонов обязанность борьбы с алкоголизмом, и в исподнее ние этого параграфа большая часть кантонов ввела в местных школах науку об алкоголизме. У нас в подвластной провинции, в Финляндии, это введено, как обязательный предмет, в школах, и 75 проц. всей учащейся молодежи в Финляндии принадлежит к школьным обществам трезвости. Вот, гг., эти аргументы говорят ясно, что культурные народы совершенствуют подростающее поколение, знакомя его со всеми ужасными последствиями, которые могут принести человеку спиртные напитки. Я полагаю, что и нам необходимо к этому придти, что и нам раз-

линовки были трактирщики Лондона, которые попили опасность, гѵоз<пииую их ремеслу, если дети познают истину.

На годовщине одного общества один из важнейших и деятель-нейших пленок английского парламента, скончавшийся ныне Вильям Кейн сказал, что он не считает ни потерею времени, ни ниже своего достоинства в самую спешную пору парламентских сессий поехать за несколько станций от Лондона, чтобы произнести здесь речь нескольким сотням сапожников, портных и чернорабочих о великом значении спасения их детей от вреда крепких напитков.

В 1896 г., во время юбилейных торжеств по случаю 50-ти летия детских обществ трезвости, -- в и0.000 церквах Англии, в течении трех воскресений, говорили проповеди о важности спасения детей от пагубного влияния крепких напитков.

Мы в Финляндии научились многому от англичан, и это принесло плоды у нас.

Пошлите к нам учительницу или учителя, который понимает по фински, и мы их научим (И-й антиалкогольный съезд).

— 328 —

сматриваемый закон надо дополнить. Мы не можем относиться безучастно к тому положению, в котором находятся наши ученики в школе. Я займу у вас немного времени и доложу те цифры, которые говорят, что пьянство, к нашему стыду и к несчастью для страны, в школах наших существует. Вот какие у меня есть документы. Представитель Петербурга в столичном попечительстве, г. Строганов, передает следующий фактъ—эти цифры получены из анкеты Петербургского городского попечительства о народной трезвости—в одном случае начало употребления спиртных напитков отнесено к первому году жизни, в четырех случаях к третьему году жизни, в 21 случае к семилетнему возрасту, в 16 случаях к пятилетнему, в 25 случаях к восьмилетнему и т. д., повышаясь до 14-ти летняго возраста. На Всероссийском съезде городских учителей по данным доктора Григорьева в восьми школах с 179 мальчиками и 159 девочками было развито повальное пьянство и непьющих оказалось только 20 мальчиков и ИО девочек. По докладу доктора Коровина «Сельская школа и алкоголизм в Московской губ.» (Читает)', «из мальчиковъ—употреблявших, спиртные напитки 67 *|2 проц., из девочекъ— 46,2 проц. По возрасту: от 7—8 лет 61,2 проц. мальчиков и 49 проц.? девочек; от 9—ИО лет 66,5 проц. мальчиков и 46,9 проц. девочек; от 11 до 12 и 13 лет 72,8 проц. мальчиков и 51,6 проц. девочек; свыше 13 лет 78 проц. мальчиков и •41,8 проц. девочек. Напивались до пьяна 15 ^ проц. мальчиков и 3,2 процента девочек вт этом же возрасте. Умственная отсталость и развитие встречаются в большинстве случаев больше у пьющих, а наиболее—у напивавшихся, худшая успешность отмечается у пьющих и самая низшая успешность у напивавшихся. Из первых мер должны быть: школьное преподавание, наглядные пособия, личный пример учителей, школьные общества трезвости и ознакомление



Hosted by uCoz