— 328 — сматриваемый закон надо дополнить. Мы не можем относиться безучастно к тому положению, в котором находятся наши ученики в школе. Я займу у вас немного времени и доложу те цифры, которые говорят, что пьянство, к нашему стыду и к несчастью для страны, в школах наших существует. Вот какие у меня есть документы. Представитель Петербурга в столичном попечительстве, г. Строганов, передает следующий фактъ—эти цифры получены из анкеты Петербургского городского попечительства о народной трезвости—в одном случае начало употребления спиртных напитков отнесено к первому году жизни, в четырех случаях к третьему году жизни, в 21 случае к семилетнему возрасту, в 16 случаях к пятилетнему, в 25 случаях к восьмилетнему и т. д., повышаясь до 14-ти летняго возраста. На Всероссийском съезде городских учителей по данным доктора Григорьева в восьми школах с 179 мальчиками и 159 девочками было развито повальное пьянство и непьющих оказалось только 20 мальчиков и ИО девочек. По докладу доктора Коровина «Сельская школа и алкоголизм в Московской губ.» (Читает)', «из мальчиковъ—употреблявших, спиртные напитки 67 *|2 проц., из девочекъ— 46,2 проц. По возрасту: от 7—8 лет 61,2 проц. мальчиков и 49 проц.? девочек; от 9—ИО лет 66,5 проц. мальчиков и 46,9 проц. девочек; от 11 до 12 и 13 лет 72,8 проц. мальчиков и 51,6 проц. девочек; свыше 13 лет 78 проц. мальчиков и •41,8 проц. девочек. Напивались до пьяна 15 ^ проц. мальчиков и 3,2 процента девочек вт этом же возрасте. Умственная отсталость и развитие встречаются в большинстве случаев больше у пьющих, а наиболее—у напивавшихся, худшая успешность отмечается у пьющих и самая низшая успешность у напивавшихся. Из первых мер должны быть: школьное преподавание, наглядные пособия, личный пример учителей, школьные общества трезвости и ознакомление | — 329 — родителей со вредом алкоголизма» *). Вот, что говорит известный борец против народного отравления спиртными напитками, доктор Коровин, который исследовал этот вопрос почти во всей Московской губ. На II Всероссийском съезде по педогогической психиатрии доложены следующия цифры: въПермской губ. в народных школах мальчики пьют поголовно, в Псковской губ. пьют даже дети дошкольного возраста, в Лифляндской губ. процент пьющих детей доходит до 92; в цер-ковно-приходских школах Зарянского у. все дети пьющия. По данным доктора Григорьева в Новгородской губ. в городском училище 58 мальчиков и 39 девочек; пьют абсолютно все. Из 43 учеников от 8— 11 лет в одной городской школе Петербурга пило постоянно 37, непьющих в этой школе—6 и идущих на кражу, ради сотки водки—9. В одной из женских школ из 30 девочек водку пили все, а 17 бывали пьяны всегда. Из доклада доктора Тейзинга «Наблюдения в Тульском приюте для опьяневших по отчетам его от 1904—1908 гг.», по возрастам, с которого на- *) Статистическия данные наглядно показывают, что алкоголь подрывает духовные силы учащихся. Так из числа непьющих детей неудовлетворительные успехи оказали только 8,3°/о, из числа школьников, выпивающих раз в неделю—16,5°/о и из пьющих еоиседнев-т—55,о% (Русское Слово 3 августа 1908 г.). В Соединен. Штатах обследовано 20.000 детей; среди них было 13.000 трезвенникову давших всего И0% отстающих; из 6.000 пьющих отставало- 53%. По данным из других заграничных источниковъ— у непьющих родителей было 96°/о способных детей, 4°/о отстающих и 18% нервных; у пьющих родителей~23°/о способных, 77% отстающих и 76% нервных. По д-ру Каравану (на съезде по алкоголизму): Отличных учен. непьющихъ—16,7%; пьющихъ—3,4%. Плохих учен. непьющихъ—2,7° о; пьющихъ—4,4%. М. Котельников (на съезде по алкоголизму) привел следующия данные о влиянии спиртных напитков на духовное развитие школьников: Успехи: Хорошие. Плохие. У трезвенников....... У пивших случайно .... У пивших ежедневно дважды У пивших ежедневно трижды 41.8 9,0 34,2 9,1 23.9 18,3 О 66.7 |