Челышев М.Д. Речи, произнесенные в Третьей Государственной Думе о необходимости борьбы с пьянством... СПб.:1912

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 325   >>>

— 325 —

Франция, где в 1900 г. францусский министр народного просвещения в своем циркуляре учителям говорит: «Преподавание о вреде алкоголя не может считаться второстепенным делом. Я желаю, чтобы оно в наших научных программах заняло то же место, что грамматика и арифметика; я требую, чтобы при испытаниях, которыми заканчивается курс наших училищ, проверялись познания об этой отрасли». Францусскому учителю не приходилось ждать разрешения на право борьбы, ибо он вполне мог быть уверен в полном сочувствии всего учебного ведомства, и яркую обрисовку положения вопроса дает один из последних циркуляров францусского министерства народного просвещения, относящийся к роли школы и учителя в борьбе с народным злом. Циркуляр говорит (Читает): «Зло алкоголизма растет и растет, угрожая блогополучию страны; никакая специальная задача не может столь сильно привлекать внимание и общества и правительства, как борьба с народным пьянством, но выполнить успешно эту задачу может только народный учитель, только он своими силами может одержать победу в крестовом походе против народного врага. Вся охрана судьбы нации в школе, школа отвечает за умственный и нравственный облик народа, и ея священная обязанность вступить в борьбу со смертельной для нации опасностью. Я взываю не только к доброй воле учителей и общества, я взываю к той высокой идее, которая их одухотворяет, к любви к отечеству». Вот что в дружеском нам францусском государстве делается в целях народного отрезвления путем школы. Германия: в 1902 г. министр народного просвещения Штудт разослал всем правительственным президентам (губернаторам) окружное послание, которое гласило (Читает): «Чрезвычайное значение предстоящей задачи заставляет меня еще раз особенно отметить, что ни одна народная школа

- 326 —

не может отстраниться от участия в борьбе против великого зла пьянства». 60.000 матерей и сестер в Германии обратились к германскому министру народного просвещения с просьбой ввести науку об алкоголизме в школах. Сильная, могучая страна культурного народа, как германцы, признает, что великое значение в воспитании народных масс имеет школа, и школа уделяет место для учения и знакомства подростающих поколений с вредом, наносимым им спиртными напитками. В английских школах распространено добровольное преподавание странствующими ораторами о вреде алкоголя; считают, что там за 11 лет, с 1888—1899 гг., учителями, переезжающими с места на место, прочтено было в школах более 34.600 лекций, на которых присутствовало бо-бее 3.800.000 учеников и 127.000 учителей *). Каждая церковь в Англии обязательно имеет свое общество трезвости для детей **). Вот и другое культурное, просвещенное государство в школьном обучении детей считает тоже необходимым и нужным предмет обязательного обучения и знакомства подростающих будущих граждан с вредом, наносимым спиртными напитками. В Австралии преподавание науки об алкоголе стоит наравне со всеми прочими науками. В Швеции еще в 1892 г. введено обяза-

*) В 1904 г. эти лекторы посетили 3.792 училища и вели свои занятия с 390.000 учениками. После занятий ученики представляют сочинения на трактовавшияся тбмы, и лучшие получают награды. („Педогогический Листокъ" № 4—1910 г.).

**) Из доклада г-оиси Гелениус (Финляндия).—„ Чему цивилизованные народы могут друг у друга научиться по борьбе с пьянством

В Англии уже в 1828 г. упоминается первое детское общество трезвости, а в 1830 г. попечители воскресных школ в городе Лид выразили пожелание, чтобы детей знакомили в воскресных школах со вредом, причиняемым спиртными напитками.

Когда один из друзей трезвости среди детей выступил в одном из общественных зал Лондона, приглашая взрослых позволить молодежи примкнуть к обществам детей-трезвенников, в него стали бросать гнилыми фруктами и тухлыми яйцами. Зачинщиками бомбар'



Hosted by uCoz