- 324- — что это отразится на здоровом, чистом, святом человеческом уме и организме. И важно еще то, что все страшные яды не имеют одного того качества, которое имеет алкоголь; все эти яды не имеют притягательной силы к себе, а алкоголь имеет ужасную притягательную силу, и человек, раз испробовавший его, редко теряет влечение к этой отраве. Весь ужас всего человечества в том, что человек соприкасается с так щедро везде обслуживающими его питейными заведениями, и что население всегда и везде, во всякое время дня и ночи может эту проклятую отраву иметь. Его неведомая сила влечет для удовлетворения пагубной для него потребности. Я должен указать еще и на следующее положение, что с этим злом отравы населения алкоголем соседи наши, культурные государства, уже борются, этот вопрос признали вопросом государственной важности и рядом мероприятий в своих государствах уделяют этому в своей школе одно из первых мест *). В Америке преподавание о вреде алкоголя в школах введено как обязательный предмет и занимает то же положение, как история и география, и имеет значение при переводе из класса в класс. В Соединенных Штатах требуется, чтобы для низших школ 20 — 25 проц. книг для Чтения было посвящено алкоголю. В Канаде никто не получает аттестата на право преподавания в общественных школах, если не выдержит испытания по физиологии и гигиене, при том специально в применении к алкоголизму. В настоящее время 22.000.000 детей воспитываются в школах в правилах строгого воздержания от алкоголя. В 1882 г. американское общество врачей выступило прямо с требованием к правительству Соединенных Штатов относительно введения в школы антиалкогольных наук. Другая страна — это' *) Уже Платон говорил о необходимости антиалкогольного вос-питания и предлагал ввести закон, запрещающий потребление алкоголе детьми и юношами. (Д. Бородач на 1-м антиалкогольном съезде)- | — 325 — Франция, где в 1900 г. францусский министр народного просвещения в своем циркуляре учителям говорит: «Преподавание о вреде алкоголя не может считаться второстепенным делом. Я желаю, чтобы оно в наших научных программах заняло то же место, что грамматика и арифметика; я требую, чтобы при испытаниях, которыми заканчивается курс наших училищ, проверялись познания об этой отрасли». Францусскому учителю не приходилось ждать разрешения на право борьбы, ибо он вполне мог быть уверен в полном сочувствии всего учебного ведомства, и яркую обрисовку положения вопроса дает один из последних циркуляров францусского министерства народного просвещения, относящийся к роли школы и учителя в борьбе с народным злом. Циркуляр говорит (Читает): «Зло алкоголизма растет и растет, угрожая блогополучию страны; никакая специальная задача не может столь сильно привлекать внимание и общества и правительства, как борьба с народным пьянством, но выполнить успешно эту задачу может только народный учитель, только он своими силами может одержать победу в крестовом походе против народного врага. Вся охрана судьбы нации в школе, школа отвечает за умственный и нравственный облик народа, и ея священная обязанность вступить в борьбу со смертельной для нации опасностью. Я взываю не только к доброй воле учителей и общества, я взываю к той высокой идее, которая их одухотворяет, к любви к отечеству». Вот что в дружеском нам францусском государстве делается в целях народного отрезвления путем школы. Германия: в 1902 г. министр народного просвещения Штудт разослал всем правительственным президентам (губернаторам) окружное послание, которое гласило (Читает): «Чрезвычайное значение предстоящей задачи заставляет меня еще раз особенно отметить, что ни одна народная школа |