— 197 — в настоящее время, не к этому ли привела нас эта система? (Голоса справа: верно). А вот еще укажу вам на одного современного, хотя полупризнанного, народного пастыря. Передо мной лежит письмо старообрядческого епископа Иннокентия Нижегородского и Костромского *). Вот что он мне пишет: «Пьянство есть орудие сатаны, которым он губит людей и душевно и телесно. Насколько я могу судить по своим наблюдениямъ—а я стой к народу близко»—гг., я хочу вам подчеркнуть,, что старообрядческий епископ выходит из народа, что он хорошо знает народную душу: старообрядческий епископ не назначается, а выбирается. (Розанов с места: верно, это не чиновник). И вот, что он говорит:—«Все зло и несчастие русского народа происходит от пьянства. Я удивляюсь, как находятся люди, именующие себя народными пре-ставителями и выдающие себя за умных и честных людей, которые не могут или не хотят понять той простой и очевидной истины, что никакие законы, никакия блогодеяния и мероприятия на пользу народа не достигнут своей цели, пока народ будет отравляться одуряющими ядами—спиртными напитками. Это такая бесспорная истина, что против нея может спорить или крайний невежа, или...» **)—я этого имени здесь не скажу— «жажду- *) ^приведенные с трибуны начало и конец письма: „Уважаемый Михаил Дмитриевич. Если-бы я был членом Государств. Думы, то первым долгом непременно постарался бы поднять в ней вопрос о борьбе с пьянством. К удивлению и сожалению моему, ни в первой, ни во второй Думе вопрос этот никем поднят не был. Я полагал, что и в третьей Думе также не будет поднят этот вопрос. Но, к счастию, ошибся, вы подняли и проводите этот вопрос, не взирая ни на какия препятствия. Вы как будто учинили некоторого рода плагиат: вы как будто подслушали мои мысли о пьянстве, да и выдаете их в Думе за свои. До того мы с вами оказываемся единомысленными в этом деле. Это мне весьма приятно и радостно. Я готов подписаться под Вашими речами „обеими руками*. Да поможет Вам Господь Бог бороться с величайшим из зол, губящим человеческий род... „Имя борцов с пьянством да будет блогословенно в род и в род, а всем прямым и косвенным защитникам пьянства история изречет свой суровый, но гправедливый суд: проклятие и анафему от ныне и до века. Епископ Иннокентий". **) „Сознательный негодяй". | — 198 — щий гибели русского народа». Это, гг., говорит нам пастырь на склоне своих лет, который жизнь народную знает не по циркулярам, не по донесениям, а по суровой действительности; и перед его совестью прошли на исповеди сотни тысяч; он знает народную душу, он знает тайники этой души, о которых многие понятия не имеют. И вот, гг., принимая все это во внимание, я не могу не сказать вам своих мыслей: страна ждет безпристрастного рассмотрения нашей налоговой системы, и с этим нам медлить нельзя; об этом мы можем говорить только сейчас. Ведь, нельзя, гг., мириться с тем, в каком положении мы находимся. Мы не можем надеяться на винное ведомство, которое бы пошло народу на помощь. Я хочу на одно обратить ваше внимание. Эти лица. которые заведуют ведомством, изучали всякия науки: финансовое право, экономическия науки, но в применении к жизни эти деятели науки, когда нужны деньги, они обязательно, как и прошлые кабатчики, увеличат налог, прибавят цены на вино. Что это, гг., такое? Мы сюда съехались со всей России, мы люди разных профессий, мы от разных сословий, мы знаем суровую действительность жизни, знаем, что там, где в семье есть пьянство, нет достатка, нет спокойствия, нет согласия и нет семьи. То же самое и в государстве: когда в государстве царствует кабак, нет спокойствия, нет достатка, нет порядка, и это государство существовать никогда не будет. (Рукоплескания). Кроме того, мне приходилось слышать от финансистов и экономистов, которые говорят, что доказано опытом Америки, что в тех штатах, которые закрывали продажу спиртных напитков и не вводили новых налогов, год кончался без дефицита. Эти слова подтвердил передо мной в нашей финансовой комиссии г. Министр Финансов. Он говорил: «если бы я был уверен, что, прекратив продажу спиртных напитков, пьянство прекратилось бы, я никаких налогов |