Челышев М.Д. Речи, произнесенные в Третьей Государственной Думе о необходимости борьбы с пьянством... СПб.:1912

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 129   >>>

- 129 —

учителя на своем месте, тогда учительский персонал будет зависить всецело от них, и будет относиться к делу народного образования много, много серьезнее, и он будет не чужой ему, а будет родной. Но я еще не могу не высказать своего глубокого сожаления о том, что до сего времени школы учили и только писарей готовили; а то, что нужно .крестьянину и ремесленнику каждый день?.. У нас, в Самарской губернии, хлебопашцы,—учат ли их этому? Нет. У нас в одном месте сапоги валяют: учат ли их этому? Нет, не учат. А я уверен, когда будут родители, они этого потребуют, они скажут, что им необходимо, что им это нужно. Я хочу видеть своего сына наследником моей затраченной энергии, моего дела, которому я посвятил себя. Часто мы видим сампа-тичный сельский хозяин, а сын его развитой служит в писарях. Разве это порядокъ? Нужно придти к народу на помощь и учить тому, чем занимается отец; нужно, чтобы семья была крепкой, единой, как Владимир Мономах своим детям говорил: «когда мы вместе, нас никто не осилит.» Если у нас не будет здоровой семьи, то не будет и сильного государства. Только тогда государство живо и сильно, когда каждая семья сильна, бережлива, имеет кусок земли, достаточный для ея труда, и она будет государство защищать до последней капли крови. А если этого не будет, то каких броненосцев вы ни постройте, и и какия армии не соберите, но если весь народ будет пролетарий, то у него и защищать будет нечего, и на этом месте мы долго не просидим. (Возгласы: браво, браво, верно!) Вот я и высказываюсь за то, чтобы безусловно в школах был бы религиозный вопрос поставлен на первый план, чтобы родители были бы допущены. Но не могу еще не указать на одно положение, с которым мне приходится считаться на этой трибуне. Мы обсуждали не раз меры борьбы с пьянством. Ученые люди говорили нам, что единственный верный

— 1 во —

способ борьбы с пьянством это —народное образование. Вот эти пожелания нашей бюджетной коммиссии, где говорится, что школы должны делать, в каком порядке должны развиваться, должны быть приняты. Но что же есть здесь это указание, что через школу надо бороться? Нет, этого здесь нет. На это нужно обратить внимание. Времени прошло 4—5 месяцев, когда мы об этом говорили здесь. Такой пропуск я не могу оставить без замечания. Я высказываюсь за то, чтобы в школах непременно было бы поставлено преподавание как в низших, так и в средних о вреде спиртных напитков. Я не могу не указать вам, господа, еще следующее положение: в 1899 г. Скаржинский послал Министру Народного Просвещения, через Варшавский учебный округ, и в одно время Министру Финансов предложение ввести антиалкогольное учение во всех учебных заведениях. Ответ получился через год. И что же ему ответили? А вот что: «за ^представлением достаточную количества гербовых марок записка ваша не была рассмотрена». (Смех и рукоплссжа-пия). Что же, господа, мы также поговорим, да ничего делать не будемъ? Но как вера без дел мертва есть, так и наши пожелания без дел будут безполезны, Поэтому я предложу в формуле перехода к очередным делам высказать пожелание, чтобы во всех наших школах было обязательно ознакомление населения с вредом спиртных напитков. Это есть во всех странах. Часто наши господа докладчики, очень часто, приводят в пример соседния страны, их порядки, но об этом вопросе они не упоминают. Вот мне кто-то прислал учебник францусского языка. (Показывает) Это 120-е издание для детей 7—8 лет, громадное издание. В этом учебнике на первой странице говорится уже о вреде алкоголя, и в 8 местах учебника уделено внимание этому вопросу, а у нас есть это, господа? Мы к этому безучастными оставаться не можем. Мы, народные представители, знаем, что дома



Hosted by uCoz