— 1 во — способ борьбы с пьянством это —народное образование. Вот эти пожелания нашей бюджетной коммиссии, где говорится, что школы должны делать, в каком порядке должны развиваться, должны быть приняты. Но что же есть здесь это указание, что через школу надо бороться? Нет, этого здесь нет. На это нужно обратить внимание. Времени прошло 4—5 месяцев, когда мы об этом говорили здесь. Такой пропуск я не могу оставить без замечания. Я высказываюсь за то, чтобы в школах непременно было бы поставлено преподавание как в низших, так и в средних о вреде спиртных напитков. Я не могу не указать вам, господа, еще следующее положение: в 1899 г. Скаржинский послал Министру Народного Просвещения, через Варшавский учебный округ, и в одно время Министру Финансов предложение ввести антиалкогольное учение во всех учебных заведениях. Ответ получился через год. И что же ему ответили? А вот что: «за ^представлением достаточную количества гербовых марок записка ваша не была рассмотрена». (Смех и рукоплссжа-пия). Что же, господа, мы также поговорим, да ничего делать не будемъ? Но как вера без дел мертва есть, так и наши пожелания без дел будут безполезны, Поэтому я предложу в формуле перехода к очередным делам высказать пожелание, чтобы во всех наших школах было обязательно ознакомление населения с вредом спиртных напитков. Это есть во всех странах. Часто наши господа докладчики, очень часто, приводят в пример соседния страны, их порядки, но об этом вопросе они не упоминают. Вот мне кто-то прислал учебник францусского языка. (Показывает) Это 120-е издание для детей 7—8 лет, громадное издание. В этом учебнике на первой странице говорится уже о вреде алкоголя, и в 8 местах учебника уделено внимание этому вопросу, а у нас есть это, господа? Мы к этому безучастными оставаться не можем. Мы, народные представители, знаем, что дома | — 131 — мы все можем жить безопасно, когда народ будет трезв. Ведь не все знают, что спиртные напитки отравляют организм человека. Скажу про себя: лично я, назад лет 8—9, не знал, что спиртные напитки—это есть яд, и однажды, случайно, нашел в вогоне разорванную книжку, в которой говорилось о спиртных напитках, как яде. Я обратился к доктору с вопросом, почему он раньше не сказал. Он говорит: разве вы не знаете сами? Надо довести до населения, в особенности до подростающого поколения, чтобы оно знало, что, когда кто потчует своего приятеля, он его отравляет. Борьба с этим бичем человечества, действительно верная, и самая могущественная — это борьба чрез школы. Но вот теперь не могу не указать на одно положение. Если мы в настоящее время, народные представители, оставим без серьезного внимания эти мизерные ассигнования, и если мы, ни отлагая ни на минуту, не поручим комиссии нашей составить в широких размерах план народного всеобщого образования, безплатного, на религиозных началах нравственности, то мы, по-моему, не оправдаем тех слов Государя Императора, что мы есть те лучшие люди, которыми Он видеть хочет нас. Средств на народное просвещение жалеть нельзя,—это есть не жаление, а, по-моему, преступление. Ведь у нас грамотных, кажется, 20 чел. на сотню нет, когда у соседей наших чуть ли не все 100 чел. Нельзя этого замалчивать более, довольно обсуждать различные предположения каких-нибудь мелких законопроектов,—этот вопрос должно поставить на первую очередь. Я верю и убежден, что до тех пор, пока русский народ не будет нравственно и религиозно воспитан,—если он не будет обогащен знаниями,—то из великого народа, создавшого Империю, мы превратимся в тех, которых мы называемъ—живущих на крайнем севере — инородцами, нами покоренными, а народы, более культурные, |