— 128 - ствовать, —я называю Богом ту Силу, Которая миром управляет, одни это называют Буддой, другие природой,—вам она, может быть, не нужна, но простой крестьянин, который всецело зависит от воли Божией, верит в эту силу, потому что от этой силы он зависит. Возьмите пример, вспашет он лучшую землю, хорошее зерно посеет, но разве он может сказать, что урожай у него обязательно будет хороший? Нет, он будет инстинктивно глядеть вверх: «ах, дождя бы надо». Вот это—Сила, которая заставляет людей подчиняться. Христос сказал: «веруйте, не обижайте один другого, любите друг друга, врогов прощайте, - тогда у вас все будетъ». Вот это-то учение, заповеди Христа в нашей школе не преподаются; я не могу назвать преподаванием закона Божия то преподавание, которое у нас дает священник сейчасъ—два часа в неделю, два урока Закона Божия. И вот батюшка дает прочесть по книжке, да разве можно религию, разве можно слово Божие искать в бумажной печати? До тех пор, пока у нас не будет религиозный вопрос находится в школьном образовании на первом месте, на самом высоком месте, у нас не будут дети здоровыми, развитыми в равномерной степени всеми чувствами. (Возглас справа: браво!) Вот я обращу ваше внимание, господа, на формулу перехода, которую нам здесь предлагают. Здесь говорится (Читает): «Признавая необходимым выработку предположения, кто, в каком размере и в каких, частях должен ведать дело начального образования в России, при каких условиях начальная школа может давать прочные результаты, поднимающие культурный и нравственный уровень населения» , а вот «религия» -то, самое главное, и пропущена. Ведь и не могу рассматривать нравственности без религиозности; ведь только религиозный народъ—сильный народ. Когда будут допущены родители с правом ежегодной баллотировки учителей, желают ли они оставить | - 129 — учителя на своем месте, тогда учительский персонал будет зависить всецело от них, и будет относиться к делу народного образования много, много серьезнее, и он будет не чужой ему, а будет родной. Но я еще не могу не высказать своего глубокого сожаления о том, что до сего времени школы учили и только писарей готовили; а то, что нужно .крестьянину и ремесленнику каждый день?.. У нас, в Самарской губернии, хлебопашцы,—учат ли их этому? Нет. У нас в одном месте сапоги валяют: учат ли их этому? Нет, не учат. А я уверен, когда будут родители, они этого потребуют, они скажут, что им необходимо, что им это нужно. Я хочу видеть своего сына наследником моей затраченной энергии, моего дела, которому я посвятил себя. Часто мы видим сампа-тичный сельский хозяин, а сын его развитой служит в писарях. Разве это порядокъ? Нужно придти к народу на помощь и учить тому, чем занимается отец; нужно, чтобы семья была крепкой, единой, как Владимир Мономах своим детям говорил: «когда мы вместе, нас никто не осилит.» Если у нас не будет здоровой семьи, то не будет и сильного государства. Только тогда государство живо и сильно, когда каждая семья сильна, бережлива, имеет кусок земли, достаточный для ея труда, и она будет государство защищать до последней капли крови. А если этого не будет, то каких броненосцев вы ни постройте, и и какия армии не соберите, но если весь народ будет пролетарий, то у него и защищать будет нечего, и на этом месте мы долго не просидим. (Возгласы: браво, браво, верно!) Вот я и высказываюсь за то, чтобы безусловно в школах был бы религиозный вопрос поставлен на первый план, чтобы родители были бы допущены. Но не могу еще не указать на одно положение, с которым мне приходится считаться на этой трибуне. Мы обсуждали не раз меры борьбы с пьянством. Ученые люди говорили нам, что единственный верный |