- 127 — цыкнулъ». Я говорю ему: «скажи самъ». Отвечает: «я боюсь». Вот что делали господа; народ-то наш серый, простой, верующий, а его, с разрешения земства или власти, направляют в другую сторону. Другой случай скажу; я, разрешите, фамилий называть пока не буду. Рассказывает крестьянин: «I ноября на Кузьму Демьяна встаю, бужу ребенка, —говорю, в церковь иди, а он: я, тятенька, не пойду, нам учитель не велелъ». Не все такие учителя: есть хорошие, но есть и такие. Вот какия картины, и причина этого та, что были посланы учителя чужие для народа; чужих посылают по роду, по племени, по обычаю, и над тем, во что народ верит, учитель часто смеется. Характерный вам пример деревенской жизни: гремит гроза, женщина простая, крестьянская, боясь, крестится и говорит: «Воля Вожия», молится и говорит: «Илья пророк, спаси меня», крестится. Ея малыш тоже в юбки ея прячется и крестится. Малыша отдали в школу. Случилась тоже гроза. Закрывают двери, окна, учитель говорит «не нужно», ученик говорит: «там Боженька», а учитель говорит: «там никакого Боженьки нет, там электричество». Подумайте, господа, что он сделал с ребенкомъ! (Смех). Не смеяться надо над этим, господа! Случилось дома такое положение,—мать говорит ребенку: «что ты, поганец, не крестишься?» — «Маменька, не нужно, там электричество». Подумайте, что учитель сделал с чистой крестьянской душой: ведь крестьянин не может жить без веры, в его природе есть потребность веры. Возьмите древние народы, которые никакой культуры нашей не знали, но они верили, потому что у них потребность есть верить; и у крестьян тоже—не гасите веры, не делайте его зверем. Нам, жителям городов, часто, может быть, эта сила, которая миром управляет, может быть, не нужна. Многие, может быть, живут 20-м числом, многие безпечально, естественно это, когда Бог им не дает себя чув- | — 128 - ствовать, —я называю Богом ту Силу, Которая миром управляет, одни это называют Буддой, другие природой,—вам она, может быть, не нужна, но простой крестьянин, который всецело зависит от воли Божией, верит в эту силу, потому что от этой силы он зависит. Возьмите пример, вспашет он лучшую землю, хорошее зерно посеет, но разве он может сказать, что урожай у него обязательно будет хороший? Нет, он будет инстинктивно глядеть вверх: «ах, дождя бы надо». Вот это—Сила, которая заставляет людей подчиняться. Христос сказал: «веруйте, не обижайте один другого, любите друг друга, врогов прощайте, - тогда у вас все будетъ». Вот это-то учение, заповеди Христа в нашей школе не преподаются; я не могу назвать преподаванием закона Божия то преподавание, которое у нас дает священник сейчасъ—два часа в неделю, два урока Закона Божия. И вот батюшка дает прочесть по книжке, да разве можно религию, разве можно слово Божие искать в бумажной печати? До тех пор, пока у нас не будет религиозный вопрос находится в школьном образовании на первом месте, на самом высоком месте, у нас не будут дети здоровыми, развитыми в равномерной степени всеми чувствами. (Возглас справа: браво!) Вот я обращу ваше внимание, господа, на формулу перехода, которую нам здесь предлагают. Здесь говорится (Читает): «Признавая необходимым выработку предположения, кто, в каком размере и в каких, частях должен ведать дело начального образования в России, при каких условиях начальная школа может давать прочные результаты, поднимающие культурный и нравственный уровень населения» , а вот «религия» -то, самое главное, и пропущена. Ведь и не могу рассматривать нравственности без религиозности; ведь только религиозный народъ—сильный народ. Когда будут допущены родители с правом ежегодной баллотировки учителей, желают ли они оставить |