Челышев М.Д. Речи, произнесенные в Третьей Государственной Думе о необходимости борьбы с пьянством... СПб.:1912

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 125   >>>

- 125 —

кого религиозного учителя на своих пасомых, это влияние более культурного ума, более сильной ноли, и оно направляет людей, как ему надо. И если бы наш народ находился под влиянием православной церкви, если бы следовал заветам своего Божественного учителя, который говорит: «Люби ближняго, как самого себя, врогов прощай», то у нас, наверное, этой смуты последняго времени теперь не было бы. Ведь мы живем чуть ли не в вооруженном лагере. У редкого из нас нет браунинга в кармане. Господа, что же это за жизнь? Грамотных людей много, но, я опять повторяю, эта грамотность с развитой головой и мертвой душой. И до тех пор, пока не будет у нас выборного начала во главе нашего духовенства, и пока не будет влияния, в высшей степени сильного, на народное просвещение со стороны духовенства, школа наша не будет школой такой, какой хотели бы ее многие видеть. Как же к этому, господа, придти на помощь, чем помочь? Я вижу единственный выход, этот выходъ—поступить так, как поступил Государь Император. Государь Император в то время,когда назначаемые судьи не отвечали своему назначению, то Он суду народному,— зная свой народ и любя его, как родной отец,— отдал на совесть, на оценку, присяжным заседателям, решение суда. Решение преступности находится в руках народных. Он же, Государь Император, Богохранимый Самодержавец, созвал нас сюда; Его доброй волей вы призваны теперь обсуждать наши дела. Нам предоставлено рассматривать сметы, предлагать законы, которые жизнью вызываются для пользы страны. Вот этот путь указывает на выход из этого положения. По этому нужно будет как в низшую, так и в среднюю школу влить народную совесть, народный разум, в лице родительских комитетов. (Движете справа). Я высказываюсь за родительские комитеты вот почему. Оговорюсь, слов нет,

— 126 -

когда родительские комитеты были введены, они не всегда оказывались на высоте своего призвания, но это так и быть должно, потому что нас все время приучали повиноваться законам, циркулярам, и человека, пробывшого долгое время в темноте, выпустили на на волю, на свет, — конечно, он ослеп и не знал сразу, за что ему взяться, и не мог наладить сразу дела правильно. Но научный опыт показывает, что этот блеск свободы пройдет и направит жизнь на правильный путь, на путь пользы для школы его работу. Ведь, господа, уважаемый член Думы профессор фон-Анреп говорит, что ученики знают, каким путем добиваются кафедры. Это и мы знаем. Часто знание не имеет никакого значения при определении на должность, а кумовство и свойство. Ведь часто к нам пришлют человека, голого дурака, уши у которого холодные и глаза, как у мерзлого судака, но он правит целым учреждением, а иногда и краем. Многие удивляются, как это могло быть? Потом узнают, что у него там знакомство, тетушки, бабушки, иногда даже красивая жена, к несчастью, пособляет. Как же можно с этим мириться? Что вы хотите, когда он почти что на откупу? Дети ведь наши, и налоги наши идут, Надо нам иметь там контрольный глаз свой, чтобы от нас зависело назначение учителя хорош он или не хорош. Я расскажу маленький эпизод из нашей земской деятельности. В 1906 г., когда я поднял вопрос на Самарском земском уездном собрании и спросил, спрашивали ли вы и довольны ли крестьяне учителями, тому ли учителя учат их детей? Нет, говорят, ни разу не спрашивали. 30 лет учили и не спрашивали. Я поднял вопрос, что спросить их надо. В это время встает гласный, крестьянин Гав-рилов, подходит ко мне и говорит: «вот что скажи, Михаил Дмитриевич, что прошлой осенью у нас учительница читала и раздавала прокламации. Мы взяли их и отвезли земскому начальнику, а он на нас



Hosted by uCoz