Челышев М.Д. Речи, произнесенные в Третьей Государственной Думе о необходимости борьбы с пьянством... СПб.:1912

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 124   >>>

-124 —

ловеком. Нет сильнее зверя, как человек, у которого развито знание, но сердце отсутствует; и это опасно, когда у человека развита голова, но мертва душа. Но как же наша школа очутилась без такого блоготворного влияния развития духовных силъ? Я это вижу из того, что наша церковь находится 200 лет без пастыря. 200 лет она управляется лицами гражданскими, повторяю, часто ни во что не верующими. У нас, со времени Петра Великого, были уничтожения выборы епископами патриарха. Церковь остается в руках гражданской власти и часто, очень часто мы видим, если посмотреть на управление церковью за 200 лет, что наша православная церковь, в лице ея представителей, часто уступала интересы народного воспитания другим учреждениям. Мы знаем, что церковь у нас управляется не епископом, а консистор-ским секретарем, назначаемым Обер - Прокурором. Господа, но кто у нас были Обер-Прокуроры, я не могу без боли сердца это сказать! Вспомните, что во время Витте у нас был Обер-Прокурором кн. Оболенский, который вчера кабатчиков назначал, а на утро архиерея блогословлял. Как могла православная церковь мириться с таким положением делъ?. Ведь полвека тому назад народ «за пальцы» умирал Вот только теперь, по воле Государя Импсра-т о р а, к нам переселилось около сотни тысяч старообрядцев, которые ушли из своей родной страны под подданство султана. Почему? Да им не позволяли молиться по их обряду, пальцы складывать и алли-луйю читать. Для нас это звук пустой, блажь, но для человека верующого это не звук, это дороже ему жизни. Мы знаем из истории, что из-за религиозных вопросов народ на кострах умирал с удовольствием. Мы теперь этому чувству силы не знаем и не ценим его, но, господа, вы признаете эту силу с другой стороны: есть у вас внушение, гипноз. Ведь есть связь между таким влиянием и влиянием вся-

- 125 —

кого религиозного учителя на своих пасомых, это влияние более культурного ума, более сильной ноли, и оно направляет людей, как ему надо. И если бы наш народ находился под влиянием православной церкви, если бы следовал заветам своего Божественного учителя, который говорит: «Люби ближняго, как самого себя, врогов прощай», то у нас, наверное, этой смуты последняго времени теперь не было бы. Ведь мы живем чуть ли не в вооруженном лагере. У редкого из нас нет браунинга в кармане. Господа, что же это за жизнь? Грамотных людей много, но, я опять повторяю, эта грамотность с развитой головой и мертвой душой. И до тех пор, пока не будет у нас выборного начала во главе нашего духовенства, и пока не будет влияния, в высшей степени сильного, на народное просвещение со стороны духовенства, школа наша не будет школой такой, какой хотели бы ее многие видеть. Как же к этому, господа, придти на помощь, чем помочь? Я вижу единственный выход, этот выходъ—поступить так, как поступил Государь Император. Государь Император в то время,когда назначаемые судьи не отвечали своему назначению, то Он суду народному,— зная свой народ и любя его, как родной отец,— отдал на совесть, на оценку, присяжным заседателям, решение суда. Решение преступности находится в руках народных. Он же, Государь Император, Богохранимый Самодержавец, созвал нас сюда; Его доброй волей вы призваны теперь обсуждать наши дела. Нам предоставлено рассматривать сметы, предлагать законы, которые жизнью вызываются для пользы страны. Вот этот путь указывает на выход из этого положения. По этому нужно будет как в низшую, так и в среднюю школу влить народную совесть, народный разум, в лице родительских комитетов. (Движете справа). Я высказываюсь за родительские комитеты вот почему. Оговорюсь, слов нет,



Hosted by uCoz