Челышев М.Д. Речи, произнесенные в Третьей Государственной Думе о необходимости борьбы с пьянством... СПб.:1912

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 122   >>>

И вот такие знатоки, как Ушинский и Пирогов, подробно на этих вещах останавливаются и говорят, что церкви и духовенству должно быть отдано самое первое, самое главное место в религиозном воспитании. Пирогов говорит, что церковь, школа и государство неразрывны с жизнью народной. Ушинский говорит, чтобы ни одно русское дитя не было лишено святого, отрадного воспитательного влияния православной церкви. В другом месте, рассуждая о-народной школе, он весьма типично выражался, что дело народного образования должно быть освящено церковью, и школа должна быть преддверием церкви. Ушинский дальше еще, в другом месте, говорит (Читает)-. «Мы считаем совершенно приличным и даже в высшей степени полезным, чтобы духовные лица могли стоять во главе не только народных школ, но быть наравне со светскими лицами начальниками, главными распорядителями и в других высших школахъ». Профессор и сельский учитель С. А. Рачинский останавливается на мысли о том, какая из культурных сил деревни может быть признана наиболее пригодной для народной школы, и говорит: «Из этих сил единственная, способная действовать повсеместно в духе единсгвенном и желательном, в пределах, точно очерченных и естественных, в связи с прошлым, с блоготворным влиянием на будущее—есть сельское духовенство. Этой силой следует нам пользоваться прежде всего, ее надлежит нам всеми мерами укреплять и воспитывать, очищать и направлять, ибо лучший из мыслимых руководителей начальной школы есть добрый священник. Самый желательный из доступных нам сельских учителей есть дьякон, подготовленный долгим учительствомъ». Это, господа, не мое мнение, это мнение великого педогога. Что же мы видим у соседей? Оказывается, за границей, на которую у нас так любят ссылаться, которую приводят в пример, где культура находится

— 123 -

на высокой степени своего развития, мы видим следующее положение: укажу, как на источник, на Ван-чакова. Он пишет следующее (Читает): «В Англии по 1904 г. в церковно-приходских школах и школах духовенства обучалось 3.053.892, а в гражданских школах только 2.946.511 детей. В Голландии в 1905 г. в церковно-приходских школах обучалось 2.277.092 ученика, а в гражданских школах 566.664. В Бельгии — по 1908 г. 25.000 учителей духовного звания и только 2.000 светскихъ». В Германии—учитель сельский вошел в историческое нарицательное имя; говорят, что Германия победила Францию сельскими учителями; и вот, когда вы будете рассматривать ближе и подробнее систему их преподавания, то вы увидите, что 832 инспектора народных училищъ—духовные лица и только 443 — гражданския лица, Швеция, почти соседняя с нами страна,—там заве-дывание всеми школами находится в руках духовенства,. а высшими учебными заведениями—в руках епископов. Все это неоспоримые и неопровержимые доказательства того, что в нашей однобокой школе, которая развивает только ум и не обращает вниманияа н развитие сердца, есть крупный непорядок. И вот, результаты уродливого воспитания человека, развития не всех органов чувства, — развивают одну голову, а сердце оставляют, и блогодаря этому, в результате получаются те народные волнения, которые мы, в настоящее время, переживаем. Если бы не была выгнана религия из школы, то у нас многих несчасти не было бы. Религиозный человекъ—человек порядка, только религиозный человек интеллигентен, только религия — я считаю всякую религию уважаемой,—только религия заставляет сдерживать человека внутренние животные инстинкты. Только религиозный человек подчиняется порядку, установленному высшей властью. Нерелигиоз-ный человек, хотя бы он был с развитой головой, с развитым умом, не всегда бывает честным че-



Hosted by uCoz