Челышев М.Д. Речи, произнесенные в Третьей Государственной Думе о необходимости борьбы с пьянством... СПб.:1912

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 123   >>>

— 123 -

на высокой степени своего развития, мы видим следующее положение: укажу, как на источник, на Ван-чакова. Он пишет следующее (Читает): «В Англии по 1904 г. в церковно-приходских школах и школах духовенства обучалось 3.053.892, а в гражданских школах только 2.946.511 детей. В Голландии в 1905 г. в церковно-приходских школах обучалось 2.277.092 ученика, а в гражданских школах 566.664. В Бельгии — по 1908 г. 25.000 учителей духовного звания и только 2.000 светскихъ». В Германии—учитель сельский вошел в историческое нарицательное имя; говорят, что Германия победила Францию сельскими учителями; и вот, когда вы будете рассматривать ближе и подробнее систему их преподавания, то вы увидите, что 832 инспектора народных училищъ—духовные лица и только 443 — гражданския лица, Швеция, почти соседняя с нами страна,—там заве-дывание всеми школами находится в руках духовенства,. а высшими учебными заведениями—в руках епископов. Все это неоспоримые и неопровержимые доказательства того, что в нашей однобокой школе, которая развивает только ум и не обращает вниманияа н развитие сердца, есть крупный непорядок. И вот, результаты уродливого воспитания человека, развития не всех органов чувства, — развивают одну голову, а сердце оставляют, и блогодаря этому, в результате получаются те народные волнения, которые мы, в настоящее время, переживаем. Если бы не была выгнана религия из школы, то у нас многих несчасти не было бы. Религиозный человекъ—человек порядка, только религиозный человек интеллигентен, только религия — я считаю всякую религию уважаемой,—только религия заставляет сдерживать человека внутренние животные инстинкты. Только религиозный человек подчиняется порядку, установленному высшей властью. Нерелигиоз-ный человек, хотя бы он был с развитой головой, с развитым умом, не всегда бывает честным че-

-124 —

ловеком. Нет сильнее зверя, как человек, у которого развито знание, но сердце отсутствует; и это опасно, когда у человека развита голова, но мертва душа. Но как же наша школа очутилась без такого блоготворного влияния развития духовных силъ? Я это вижу из того, что наша церковь находится 200 лет без пастыря. 200 лет она управляется лицами гражданскими, повторяю, часто ни во что не верующими. У нас, со времени Петра Великого, были уничтожения выборы епископами патриарха. Церковь остается в руках гражданской власти и часто, очень часто мы видим, если посмотреть на управление церковью за 200 лет, что наша православная церковь, в лице ея представителей, часто уступала интересы народного воспитания другим учреждениям. Мы знаем, что церковь у нас управляется не епископом, а консистор-ским секретарем, назначаемым Обер - Прокурором. Господа, но кто у нас были Обер-Прокуроры, я не могу без боли сердца это сказать! Вспомните, что во время Витте у нас был Обер-Прокурором кн. Оболенский, который вчера кабатчиков назначал, а на утро архиерея блогословлял. Как могла православная церковь мириться с таким положением делъ?. Ведь полвека тому назад народ «за пальцы» умирал Вот только теперь, по воле Государя Импсра-т о р а, к нам переселилось около сотни тысяч старообрядцев, которые ушли из своей родной страны под подданство султана. Почему? Да им не позволяли молиться по их обряду, пальцы складывать и алли-луйю читать. Для нас это звук пустой, блажь, но для человека верующого это не звук, это дороже ему жизни. Мы знаем из истории, что из-за религиозных вопросов народ на кострах умирал с удовольствием. Мы теперь этому чувству силы не знаем и не ценим его, но, господа, вы признаете эту силу с другой стороны: есть у вас внушение, гипноз. Ведь есть связь между таким влиянием и влиянием вся-



Hosted by uCoz