- 121 — учит ребятишек по старинному на молитвах. Но было со стороны Правительства и распоряжение, которое говорит, что православное духовенство ближе подходит под условия, соответствующия назначению, в качестве руководителей в начальных училищах, чЬм учителя и учительницы народных школ, среди которых нередко назначались самые вредные и опасные для общества элементы, — вот и сам Министр Финансов находил совершенно справедливым и целесообразным, чтобы духовенству была оказана, в пределах возможности, потребная со стороны государственного казначейства денежная поддержка. Против такого распоряжения последовало гонение со стороны печати и интеллигентного общества. Что вынесли эти простые народные школы, в чем их ни обвиняли? Слов нет, я не скажу, чтобы оне всегда были на высоте своего призвания. Между ними частью были школы, которые не отвечали своему назначению, но оне были необходимы, оне приносили пользу. Я здесь скажу те слова, которые говорил преподаватель, знаменитый педогоиЧэ Рачинский. Он говорил (Читает-.) «Наша народная школа, оставшись в 70-х годах прошедшого столетия на попечении лишь министерско-земской администрации, начала отрешатся от исторической связи с церковью и через это терять высшие идеалы и национальную типичность». Осторожный и деликатный в своих суждениях С. А. Рачинский в 1895—1896 гг. писал в «Русском Обозрении» о школьной деятельности земских учреждений (Читает): «Руководство школой было (implicite) им поручено в период крайняго шатания умов, в период бурного разлива идей противо-церковных, в период всеобщого увеличения популярными отголосками западного материализма и позитивизма. Мудрено ли, что школьная деятельность земств грешила совершенным непониманием роли церковного элемента в начальном образовании, часто враждебностью к этому элементу». | И вот такие знатоки, как Ушинский и Пирогов, подробно на этих вещах останавливаются и говорят, что церкви и духовенству должно быть отдано самое первое, самое главное место в религиозном воспитании. Пирогов говорит, что церковь, школа и государство неразрывны с жизнью народной. Ушинский говорит, чтобы ни одно русское дитя не было лишено святого, отрадного воспитательного влияния православной церкви. В другом месте, рассуждая о-народной школе, он весьма типично выражался, что дело народного образования должно быть освящено церковью, и школа должна быть преддверием церкви. Ушинский дальше еще, в другом месте, говорит (Читает)-. «Мы считаем совершенно приличным и даже в высшей степени полезным, чтобы духовные лица могли стоять во главе не только народных школ, но быть наравне со светскими лицами начальниками, главными распорядителями и в других высших школахъ». Профессор и сельский учитель С. А. Рачинский останавливается на мысли о том, какая из культурных сил деревни может быть признана наиболее пригодной для народной школы, и говорит: «Из этих сил единственная, способная действовать повсеместно в духе единсгвенном и желательном, в пределах, точно очерченных и естественных, в связи с прошлым, с блоготворным влиянием на будущее—есть сельское духовенство. Этой силой следует нам пользоваться прежде всего, ее надлежит нам всеми мерами укреплять и воспитывать, очищать и направлять, ибо лучший из мыслимых руководителей начальной школы есть добрый священник. Самый желательный из доступных нам сельских учителей есть дьякон, подготовленный долгим учительствомъ». Это, господа, не мое мнение, это мнение великого педогога. Что же мы видим у соседей? Оказывается, за границей, на которую у нас так любят ссылаться, которую приводят в пример, где культура находится |