— 105 — Обь, которая дает свои грузы с верховьев реки Оби, из уездов Барнаульского и Бийского; третий пунктъ—это водная артерия реки Енисея, которая дает из Минусинска свои грузы. Я думаю, принимая во внимание настоящее ассигнование в несколько десятков миллионов, а по докладу предыдущого оратора это ассигнование повлечет за собой последующее доассигнование в размере около 170.000.000 p., я думаю, нам, народным представителям, нужно на это дело взглянуть серьезно и строго взвесить, не лучше ли нам по новым лучшим местам нашей Империи с плодородной почвой и хорошим климатом провести другую новую дорогу? Я полагал бы, что это было бы, во-первых, много выгоднее для нас в материальных расчетах и по тем соображениям, что когда придется защищать родину, мы имели бы тогда не один путь, а два пути. Поэтому я и высказываюсь за направление постройки новой дороги; Оренбург — Акмолинскъ—Семипалатинск — Звенигородск — Бийск — Минусинск. Тут дорога пойдет по новым землям. Это земли лучшия в России. Туда мы можем переселить массу переселенцев, чем гнать их на крайний север, где вечная мерзлота. Недавно мы ассигновали на постройку Амурской ж. д. и защитники ея говорили, что мы заселим местность по Амуру переселенцами, т. е. своих родных братьев будем гнать за тысячи верст, на крайний север, когда под боком, есть чудные для хлебопашества и сельского хозяйства места, более выгодные для условий работы, с более щедрой оплатой трудов земледелия природой. На землях, по которым пройдет новая дорога, произросгают лучшие сорта хлебов, лучшая пшеница растет: пройдет в верховья Енисея, где есть масса природных богатств, начиная с угля и кончая золотом. Если вы поинтересуетесь этим вопросом и раскроете карту перед собой, то вы получите такую картину (Показывает по карте): вот здесь красным карандашом отчеркнуто—это | — 106 — существующая дорога сибирская, а вот синим из Оренбурга идет новая дорога до Минусинска. Когда — не дай Бог, чтобы это случилось, — может быть по недосмотру дипломатии, вместо вечного мира с китайцами. нам придется взяться за оружие, для защиты родины, то мы будем иметь здесь почти что на границе Китая железную дорогу. При устройстве новой дороги Оренбургъ—Минусинск линия, по моему подсчету, займет около 3.000 верст. По исчислению много уважаемого члена Свенцицкого постройка будет стоить около 40.000 р. с версты т. е. 120.000.000 р. Старую дорогу улучшить для того, чтобы она могла 40 поездов пропустить в сутки, для которых у вас сейчас нет грузов, и не знаю еще, когда они будут, это вам будет стоить по подсчету депутата Некрасова около 170.000.000. р. а новая около 120.000.000 р. Господа, об этом надо подумать. Деньги народные народу в настоящее время дороги, оне трудно собираются и собирать их не легко. Но я хочу указать еще и на другое положение: ведь эти места, которые мы новой дорогой прорежем, они будут выгодны для нашего переселенческого движения. Поселятся здесь в лучших местах, потому что рядом Ташкент,, где почти зимы не бывает, там лучшие хлеба родятся. Я напомню вам, господа, что когда строилась Уфимская дорога, то от каждой новой станции я не видал полосы, засеянной хлебом, а теперь поезжайте до Ново-Николаевска,—все сплошь засеяно хлебом, потому что постройки железных дорог обогащают страну, дают возможность работать при одинаковых условиях с лучшей оплатой труда, и вот я полагаю, что этой новой дорогой мы соблюдем не только выгоду государственного казначейства, но мы и сослужим службу родному народу и тем, которые там живут, и тем, которые туда переселятся, как в лучшия земли и лучший климат. Мы должны рассматривать всякое ассигнование не только с точки зрения материальной выгоды для управления железной |