— 106 — существующая дорога сибирская, а вот синим из Оренбурга идет новая дорога до Минусинска. Когда — не дай Бог, чтобы это случилось, — может быть по недосмотру дипломатии, вместо вечного мира с китайцами. нам придется взяться за оружие, для защиты родины, то мы будем иметь здесь почти что на границе Китая железную дорогу. При устройстве новой дороги Оренбургъ—Минусинск линия, по моему подсчету, займет около 3.000 верст. По исчислению много уважаемого члена Свенцицкого постройка будет стоить около 40.000 р. с версты т. е. 120.000.000 р. Старую дорогу улучшить для того, чтобы она могла 40 поездов пропустить в сутки, для которых у вас сейчас нет грузов, и не знаю еще, когда они будут, это вам будет стоить по подсчету депутата Некрасова около 170.000.000. р. а новая около 120.000.000 р. Господа, об этом надо подумать. Деньги народные народу в настоящее время дороги, оне трудно собираются и собирать их не легко. Но я хочу указать еще и на другое положение: ведь эти места, которые мы новой дорогой прорежем, они будут выгодны для нашего переселенческого движения. Поселятся здесь в лучших местах, потому что рядом Ташкент,, где почти зимы не бывает, там лучшие хлеба родятся. Я напомню вам, господа, что когда строилась Уфимская дорога, то от каждой новой станции я не видал полосы, засеянной хлебом, а теперь поезжайте до Ново-Николаевска,—все сплошь засеяно хлебом, потому что постройки железных дорог обогащают страну, дают возможность работать при одинаковых условиях с лучшей оплатой труда, и вот я полагаю, что этой новой дорогой мы соблюдем не только выгоду государственного казначейства, но мы и сослужим службу родному народу и тем, которые там живут, и тем, которые туда переселятся, как в лучшия земли и лучший климат. Мы должны рассматривать всякое ассигнование не только с точки зрения материальной выгоды для управления железной | дороги, но мы должны заглядывать, какую пользу это ассигнование народу может принести, и если мы будем рассматривать, чтобы это было полезно стране и было полезно народу и государству, то я полагаю, что мы с этим ассигнованием должны были бы подождать и серьезно взглянуть на это дело. Я уверяю вас, и я это докажу вам цифрами, что если вы будете строить теперь на Сибирской дороге второй путь, то в то же время будете вынуждены через 5 — 7 лет строить эту дорогу, которую я вам указывал здесь. Без этой дороги, господа, без дороги, которая ведет к границе Китая, и потом, в будущем, без соединения железной же дорогой Семипалатинска с Ташкентом, мы не обезпечены со стороны обороны. Я помню войну японскую, которая происходила у нас при недостаче путей сообщения. У нас была одна несчастная дорожка. Я не говорю, как она управлялась, это потом будет сказано, но только в настоящее время мы знаем по опыту, как от этого страдают интересы народные. Мы должны смотреть вперед, не так, как чиновники, а как народные представители страны, платящие налоги и знающие цену им, посмотреть, не торопясь, чтобы не сотворить ошибки, которая ляжет тяжелым бременем на население (Рукоплескания). 13. Законодательное предположение об отмене премий винокуренным заводчикам.Подано в заседании Госуд. Думы 6-го июня 1908 г. депутатом Челышовым за подписью (05 членов Госуд. Думы.Господину Председателю Государственной Думы. Мы, нижеподписавшиеся члены Государственной Думы, просим Вас внести на обсуждение Государ- |