Челышев М.Д. Речи, произнесенные в Третьей Государственной Думе о необходимости борьбы с пьянством... СПб.:1912

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 104   >>>

— 104 —

на защиту родины необходимо отпустить 8.000.000 р. мы их жалеем. Это есть, по моему, признак чуть ли ни народного разложения. (Шум).

12. Сибирская железная дорога.

Заседание Госуд. Думы 3 июня 1908 г,—Обсуждение вопроса о постройке второго пути Сибирской ж. д.

Господа члены Государственной Думы, трудно, понятно,. говорить о таком деле, которое уже предрешено. Постройка второго пути, наверно, будет нами утверждена, но я не могу не высказать своего личного взгляда на эту постройку, как промышленник и плательщик налогов. Постройка эта вызывается двумя необходимостями, одна стратегическая, другая—перевозка частных грузов, которых она в настоящее время провозить будто бы не может. Но вот для меня является новостью: предыдущий оратор Некрасов ясно сказал, что в 1906 г. было пропущено всего 18 пар поездов в сутки, а дорога существующая может свободно теперь пропускать 20 пар поездов, как об этом говорится в докладе. Но я не могу не высказать еще другого своего мнения, а именно, что рассматривать постройку нужно не только с одной стороны, чтобы она могла провозить все грузы, которые на ней есть, но надо взглянуть, откуда эти грузы поступают. Я принимал участие в постройке дороги, начиная с 1885 г., от Кинеля и дошел до Иркутска. Грузы на Сибирскую дорогу в массе своей дают судоходные реки, которые дорога перерезает с верховьем своих. Первый такой пункт это ст. Омск; он дает по реке Иртышу от Семипалатинска массу грузов; другой пункт это станция Ноно-Николаевом —

— 105 —

Обь, которая дает свои грузы с верховьев реки Оби, из уездов Барнаульского и Бийского; третий пунктъ—это водная артерия реки Енисея, которая дает из Минусинска свои грузы. Я думаю, принимая во внимание настоящее ассигнование в несколько десятков миллионов, а по докладу предыдущого оратора это ассигнование повлечет за собой последующее доассигнование в размере около 170.000.000 p., я думаю, нам, народным представителям, нужно на это дело взглянуть серьезно и строго взвесить, не лучше ли нам по новым лучшим местам нашей Империи с плодородной почвой и хорошим климатом провести другую новую дорогу? Я полагал бы, что это было бы, во-первых, много выгоднее для нас в материальных расчетах и по тем соображениям, что когда придется защищать родину, мы имели бы тогда не один путь, а два пути. Поэтому я и высказываюсь за направление постройки новой дороги; Оренбург — Акмолинскъ—Семипалатинск — Звенигородск — Бийск — Минусинск. Тут дорога пойдет по новым землям. Это земли лучшия в России. Туда мы можем переселить массу переселенцев, чем гнать их на крайний север, где вечная мерзлота. Недавно мы ассигновали на постройку Амурской ж. д. и защитники ея говорили, что мы заселим местность по Амуру переселенцами, т. е. своих родных братьев будем гнать за тысячи верст, на крайний север, когда под боком, есть чудные для хлебопашества и сельского хозяйства места, более выгодные для условий работы, с более щедрой оплатой трудов земледелия природой. На землях, по которым пройдет новая дорога, произросгают лучшие сорта хлебов, лучшая пшеница растет: пройдет в верховья Енисея, где есть масса природных богатств, начиная с угля и кончая золотом. Если вы поинтересуетесь этим вопросом и раскроете карту перед собой, то вы получите такую картину (Показывает по карте): вот здесь красным карандашом отчеркнуто—это



Hosted by uCoz