Челышев М.Д. Речи, произнесенные в Третьей Государственной Думе о необходимости борьбы с пьянством... СПб.:1912

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 68   >>>

— 68 -

же вы хотите, при этом грошевом ассигновании, получить лучшее развитие наших детей? Предыдущий ораторъ—насколько я осведомлен, это сельский учитель—кажется, красноречиво вам говорил, что учить то приходится в дурном настроении; может быть, с голоду вы поневоле набрасываетесь в сердцах на учеников, и это влияние старшого, более развитого человека, передается на детей. Почему я это говорю? Потому что меня возмущает это несоотношение к другим служащим государства. Вот вам справка: в Петербурге на винном заводе пробочный мастер получает 8.200 p.; пробочный мастер: знания глубокия должны быть у него! Не говорю вам, сколько получает там бухгалтер, а скажу, сколько получает конторщик: 1.800 целковых: старший помощник конторщика по 1.200 руб., младший по 900 целковых. Ниже этих служб здесь нет. Угольный мастер получает 900 руб.; главный счетовод пробковой фабрики 3.600 p., помощники его—старший 2.000 p., а младший 1.500 р. Господа, у нас не должно быть .родных и пасынков. На службе государства люди должны находиться в одинаковых условиях оплаты труда. Если мы признаем возможным платить такое содержание—я не могу их назвать иначе,—чуть ли не кабатчикам,—то неужели народным учителям мы будем платить гроши? Поэтому я предлагаю принять это ассигнование, которое в настоящее время должно быть принято нами, но надо просить комиссию, не медля ни минуты, потому что промедление в деле народного образования приведет нас к ужасным последствиям, сейчас же внести на рассмотрение Думы штаты, равно оплачиваемые, хотя бы с винной монополией. Дальше второе предложение. Безусловно к § 7 нужно добавить, чтобы народное образование всецело находилось под контролем родителей, чтобы право выбора учителей ежегодной баллотировкой принадлежало бы родителям. Ведь нас выбирали баллотировкой, в

— 69 —

деревне выбирают старосту, старшину,голову города гласно, и это выборное начало у нас, слава Богу, применяется. В Самаре мы выбирали инспектора и директора реального училища. Пора отдать под контроль эти учреждения, пора, чтобы в них вливалась народная совесть и народный контроль. Теперь господа, не магу еще не указать на один недостаток нашего народного образования. В настоящее время у нас все в жизни,— как места, так и некоторое служебное положение и почет в обществе.—дается от бумажки учебного заведения. За этой то бумажкой и приходится нам своих детей гнать в училища. Мы знаем, что тот гнет, который там есть, их часто уродует. Вот я и желал бы, чтобы Дума обсудила предложение, не пора ли уничтожить этот патент на знание, а отдавать предпочтение действительному знанию? Тогда не будет надобности посылать детей в училища, многим состоятельным предоставится возможность самим обучать детей под родительской кровлей, надзором и лаской. Вот эти положения, если Бог приведет провести в жизнь, то русский народ будем тем народом, каким он был постоянно, добрым, милостивым, который никогда не отказывал в помощи соседним народам. Я одно признаю, что только разумный, просвещенный человек с развитой душой может быть гражданином своей Империи, может быть преданным сыном Государя Императора и родным сыном своей родины. (Рукоплескания справа и центра).

Дополнением этой речи и развитием изложенных с ней взгля-дов на народное образование могут служить речи депутата Челышова’, происнесенные:

9 июня 1008 г.—при обсуждении вопроса об отпуске средств на народное образование;

3, 15, 29 ноября 1910 г. и 1 февраля 1911 г.—при обсуждении законопроекта о начальном обучении и 16 февраля 1911 г.—при обсуждении законопроекта о мерах борьбы с пьянством.



Hosted by uCoz