— 66 — шара занимает. Нам подчинены народы разные, и климатическия условия у нас разные. В Лодзи нужно учить, чтобы челнок правильно бегал и нитки не рвал, а в Сибири, чтобы белку в глаз стрелял, шкуры не портил; а в Одессе, может быть, надо заботиться о винограде; а на севере, чтобы один на один на медведя с рогатиной выходил. Разные условия жизни существуют, разные потребности, а учат всех одинаково—знают, где «е» надо поставить, где запятую, знают географию; знают, какая где гора, знают, где какия пирамиды, кто строил и когда, даже в облака залезают, звезды считают, а вот как дома землю пахать—в Самарской губернии? (Рукоплескания). Считают, это не нужно знать. Я имею разрешение сослаться на члена Государственной Думы Кожевникова, который, как попечитель училища, спрашивал не однажды на экзамене в школе ученика, кончающого 3-х классное училище: а что такое десятина? И он потерялся и не знал, что ответить. Господа, как же мы можем оставаться безучастными к такому порядку? Такой порядок продолжаться не может. Я крестьянин Владимиркой губернии, и у нас, в волости все маляры; а нас учат везде одинаково, а вот как рисовать, какия краски лучше, прочнее— этому не учат. Затем, в другой волости—в Га-тихе—там все печники, и их всех одинаково с нами учат. У нас 7 месяцев Русь отапливается, а они и этого ремесла не знают. Затем в другом месте, Богданцеве—там все плотники, и тоже всех учат с нами одинаковой Вот, когда будут родители допущены в школы, и они безусловно скажут, что нам, нашим детям, вот то-то нужно, прочитать им на эту тему, поучить, диктовку сделать. Я вижу это из учебников францусской школы. Этот учебник мне прислал кто-то 21 февраля, и в этом учебнике на первой странице я вижу, как в школе учат от 7-ми до 9-ти летняго возраста о вреде | — 67 — алкоголя; дети знают, что алкоголь есть яд. Какое родительское сердце не обливается кровью, когда он заметит, что от сына пахнет водкой,—знает ли он, что это есть ядъ? Во Франции борются с этим. Вот вам учебник, поглядите на него. А у нас есть ли такие учебники? Нам прислали в Самарскую губернию в голодный год продовольственные семена. Народ посеял, они не взошли. А почему, спрашивается? Потому что они были затхлые, говорят крестьяне-взрослые, а в училище учили ли их, каким путем надо проверить всхожесть или невсхожесть семянъ? Простая вещь—надо лишь помочить, подержать и будет видно—этого простого опыта не знают как делать. Господа, мы говорим, что у нас урожай плох; Действительно, по тем сведениям, которые нам докладывают, говорят 39 пуд. родит десятина, а за границей около 100 пуд. Кто же в этом виноват, как не наша школа? Здесь вот у нас то и дело читают там доклады, там рефераты; знакомят нас, кучку людей в Петербурге, в центре России, как надо вести хозяйство: а в школе есть это? Нет, господа, и поэтому так продолжаться долее не может. Наша святая обязанность, как представителей народа, сказать, как нужно учить наших детей. Поэтому, ассигновывая эти средства, которые в настоящее время нам предлагают, я не могу не . высказать своих пожеланий, что надо было бы к этому добавить, т. е. поставить на вид Правительству, что нужно было бы ему сделать. Первое и самое необходимое—это поднять вознаграждение учительского персонала. В этом законопроекте нам говорят, что выдаваться будет учителям по 360 целковых в годъ—это без чего-то рубль в день. Господа, да разве это вознаграждение учителя? Ему то еще ладно, а законоучителю 60 целковых за сто человек, а за одно училище 30 p.—это выходит по 9 к. в день... Да вы на чай даете по двугривенному! Какое |