Челышев М.Д. Речи, произнесенные в Третьей Государственной Думе о необходимости борьбы с пьянством... СПб.:1912

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 63   >>>

— 63 —

с теми доводами, которые мне приходится слышать. Во многом и очень во многом виновата наша школа, существующая в наше время. Ведь если солдат, который поступит в войска 21 года, вернется домой, он забывает родной язык. Он не знает других слов, как только «так точно», «виноватъ», «рад стараться». Наш ребенок, который 7 лет идет в школу, остается там до 15 лет, а в высших учебных заведениях до 20 лет, он безусловно поддается тому влиянию, подчиняется той дисциплине, которая там существует. Господа, мы с этой трибуны недавно слышали учителя наших детей, который говорил, что нужно воспитывать людей в борьбе, а я скажу, господа, что нужно воспитывать не в борьбе, а в любви друг к другу... (Рукоплескания справа и в центре), потому что по слову Великого Учителя— «взявшийся за нож, от ножа и погибнетъ». Влияние школ велико, я укажу на пример, на яблоню: привьют ей росток, и она переменит вкус плода на всю жизнь; таково и влияние школы на то положение народонаселения в котором оно находится в настоящее время. На нравственное развитие, безусловно, школа имела громаднейшее влияние. Почему такое влияние она имела, я скажу свой личный взгляд. В нашей школе как первоначальной, так средней и высшей, религиозный вопрос не находится на своем первом месте религия из школ почти что выгнана. Господа, ведь только религиозный человек может быть интеллигентным, ведь только религия сдерживает внутренние инстинкты зверя, только религиозный человек не сделает того, что говорит ему внутренний животный его зверь, только религиозный человекъ—человек порядка; по моему глубокому убеждению, истинно верующий человек может остаться при беззащитной женщине, но вреда ей не принесет; но человек с развитой головой, но с мертвой душой, это самый опаснейший зверь во вселенной. (Голоса

- 64 -

справа: браво; рукоплескания). Потому что если он и делает какое преступление против родного брата или против кого нибудь, то все на законном основании, чтобы не быть в ответе. Такое положение школ, — господа, я простой человек, но имеющий детей в школах,—я приписываю тому положению, что в наших школах в настоящее время нет родительского влияния. Все мы, господа, обвиняем чиновников, говорим, что бюрократия во всем виновата. Не скрой, господа, своего мнения, что ведь в школахъ—бюрократия. в школах, которые есть сейчас, родители почти отсутствуют. Я хочу указать не на средния учебные заведения, где родители теперь допущены, но хочу указать на первоначальные училища и земства обвинить в том, что они относились к этому по чиновничьи. Хоть раз, господа, спросили ли они простых крестьян, довольны ли они учителемъ? И тому ли детей там учатъ? Спросили ли простых, наших добрых, простосердечных русских людей? Ведь нам известно, что часто посылали в школы учителей из-за 400—500 верст от города, почти чужих им по роду, по вере и обычаям. И результатъ? Результат — рознь между детьми и родителями, господа, сощурьте глаза и подумайте, вперите ваше внимание в ваше детство, когда вы были молоды, таково ли было ваше-отношение к родителям и таково ли сейчас отношение ваших детей к вамъ? Нет, господа, отношения совсем другия, и в этом безусловно виновато внушение учительского персонала, который не находится под контролем родителей. Господа, мы теперь, по воле Государя Императора,—храни Его Бог на многия лета! (Рукоплескания справа и центра),—признаны политически способными и достойными выбирать законодателей. Мы выбираем гласных, выбираем членов Государственной Думы, здесь присутствующих, и одним из числа их имею честь быть я, неужели мы не в состоянии сказать и определить, хорош ли



Hosted by uCoz