Челышев М.Д. Речи, произнесенные в Третьей Государственной Думе о необходимости борьбы с пьянством... СПб.:1912

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 62   >>>

— 62 —

ный почти что разврат, разврат мысли, печати, слова, а также и физический. (Голос справа; смотрите налево). Все эти вещи, господа, заставляют меня думать, что то, что теперь называют образованием, есть необра-зование потому, что при увеличении его, люди лучше не делаются. Чего-то не хватает, что-то не так. Нам, простому народу, под этой вывеской, где на голубом фоне написано золотыми словами «Министерство Народного Просвещения», дают что-то другое и вводят это в жизнь. Вот об этом, господа, я и хочу сказать несколько слов. Ассигнуя деньги, я должен знать, куда оне будут расходоваться, как оне будут расходоваться, при каких условиях и есть ли это действительно народное образование. Я не могу еще не подчеркнуть одну характерную черту последних событий. Недавно мы вели войну. Каков ея результат, господа? Мы слышали часто в России, что эта война не патриотична, а потому нет у нас успеха к нашему оружию против наших врогов. Все ведь это, господа, мы часто слышали. Как могла зародиться эта мысль у патриотовъ? Я укажу на Суворова, который по Италии ходил колотить французов. Война эта действительно была не патриотична, но народ тогда был воспитан в вере, а ведь только верующий человек патриотичен и подчиняется закону, который заставляет его поступать так, как нужно поступать по совести. (Голоса справа: браво!). У нас в настоящее время существует коммисия по обороне. Этой комиссии нужно подумать о том, что только народ просвещенный, разумно развитый и с головой, набитой знаниями, но воспитанный в религиозном чувстве, есть патриот, и только при патриотизме можно отстоять наши границы, а если этого не будет в народе, то мы напрасно будем стараться. (Рукоплескания справа). Но, господа, я хочу только указать еще на следующее положение. Говорят, что воспитывает народ семья, а школа только учит. Вот, по этому вопросу я не могу согласиться

— 63 —

с теми доводами, которые мне приходится слышать. Во многом и очень во многом виновата наша школа, существующая в наше время. Ведь если солдат, который поступит в войска 21 года, вернется домой, он забывает родной язык. Он не знает других слов, как только «так точно», «виноватъ», «рад стараться». Наш ребенок, который 7 лет идет в школу, остается там до 15 лет, а в высших учебных заведениях до 20 лет, он безусловно поддается тому влиянию, подчиняется той дисциплине, которая там существует. Господа, мы с этой трибуны недавно слышали учителя наших детей, который говорил, что нужно воспитывать людей в борьбе, а я скажу, господа, что нужно воспитывать не в борьбе, а в любви друг к другу... (Рукоплескания справа и в центре), потому что по слову Великого Учителя— «взявшийся за нож, от ножа и погибнетъ». Влияние школ велико, я укажу на пример, на яблоню: привьют ей росток, и она переменит вкус плода на всю жизнь; таково и влияние школы на то положение народонаселения в котором оно находится в настоящее время. На нравственное развитие, безусловно, школа имела громаднейшее влияние. Почему такое влияние она имела, я скажу свой личный взгляд. В нашей школе как первоначальной, так средней и высшей, религиозный вопрос не находится на своем первом месте религия из школ почти что выгнана. Господа, ведь только религиозный человек может быть интеллигентным, ведь только религия сдерживает внутренние инстинкты зверя, только религиозный человек не сделает того, что говорит ему внутренний животный его зверь, только религиозный человекъ—человек порядка; по моему глубокому убеждению, истинно верующий человек может остаться при беззащитной женщине, но вреда ей не принесет; но человек с развитой головой, но с мертвой душой, это самый опаснейший зверь во вселенной. (Голоса



Hosted by uCoz