— 49 — и пЬгостах великия учинилися — прохода и проезда нетъ». Вследствие этого письма Царь Грозный в 1547 г. приказал уничтожить царевы кабаки. Явилась тайная продажа, и Царь приказал тайно не торговать, и тех, которых ловили били кнутом и бросали в реку. Так боролись наши цари московские, когда собирали Русь. Я сам не историк, но думаю, что Иоанн III и Иоанн IV, путем трезвости поднявший силы в народе, сумели освободиться от всех монголов, и расширил Грозный свои владения в свое царствование чуть не в 20 раз. Была тогда и тайная продажа, но Царь приказал не торговать, решетки ставили и ловили и били кнутом и даже в Новгороде бросали в реку. Перед крутыми мерами наши предки тогда не останавливались. В 1550 г. путешественник Михаон говорит, что в Московии нет шинков, и если у какого домохозяина найдут хоть каплю вина, то весь дом его разоряется. Был указ судебника 1550 г., чтобы недельники, т. е. чиновники, корчем и всяких лихих людей не держали. После, в 1551 г. Стогла-вый собор приказал, чтобы корчемства десятники не держали. Так что считали всякую торговлю вином, безусловно, позорной и вредной для государства. Федор Иоаннович уничтожил последний кабак, который был после Грозного. Путешественник Берг пишет, что Борис Годунов запретил пьянство и объявил, что он скорее помилует вора и убийцу, нежели того, кто, вопреки указу, осмелиться учредить кружечный двор, и еще добавляет: «ежели содержатели тайных питейных домов не имеют иных средств пропитания, то пусть подадут просьбу и они получат земли и поместья». Все это я говорю, господа, на тот предмет, что не все мы знаем, как наши предки боролись с этим. К нашему стыду все приходится брать из чужих рук, т. е. заграничных источников. Скажу больше, гр. Скаржинский написал историю, как в России существует торговля вином, напи- | - 50 - сал на францусском языке, как он мне говорил, по поручению францусского общества. Во Франции знают, как мы пьянствуем, а мы у себя, к несчастью, до сего времени никакого почти сочинения по этому вопросу не имеем. Но Борис Годунов через несколько времени сам стал открывать кабаки. Я не историк, но повторяю, разрешивши продажу вина, он тем самым создал причину его смутного последняго времени. Путешественник Мацкевич, бывший в Москве в начале XVII века, говорит, что в начале своего царствования Димитрий Самозванец строго преследовал продажу, водки, а при Алексее Михайловиче в 1652 г, патриарх Никон собрал Собор о кабаках и было постановлено: «приказано продавать вино только по одной чарке и одному человеку и больше не давать и на кружечных дворах и близ двора питу-хам сидеть и пить давать не велено. Кроме того постановлено вина совсем не продавать, священнический и иноческий чин на кружечные дворы не пускать и вина не продавать, пива и меду не припасать и не продавать, а что останется, то продать до сентября 1652 г. Тайная продажа производилась солдатами, но народ об этом писал Царю челобитные, чтобы ее прекратить. Но вскоре после Никона в 1659 г. царской грамотой на Двину приказано питухов с кружечных дворов не отгонять, чтобы казне царевой прибыль была». Вот все то, что мне пока известно и что я считаю нужным доложить Государственной Думе. Наши предки, стараясь избавиться от нашествия иноплеменников, действительно смотрели на дело серьезно и стремились быть трезвыми. Я еще вижу тут другую вещь. Когда Грозный, запрещая у себя дома кабаки в Москве, посадил их в Новгороде, он знал, что кабак обессилит народ. Есть еще другое указание. Во времена Московского царя было разрешено на Двине открыть кабаки. Двина тогда была нашей окраиной, и |