Челышев М.Д. Речи, произнесенные в Третьей Государственной Думе о необходимости борьбы с пьянством... СПб.:1912

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 48   >>>

- 48 -

щать пьянство. А там, господа, кажется, полная свобода для всех реформ, там кажется, парламент чуть-ли не 700 лет существует; но всетаки и там алкоголь, как яд, дает себя чувствовать, как у нас. Мы видим запретительные меры в Америке и в других странах, так что все мероприятия, которые ведут к благу и оздоровлению русского народа, должны быть допустимы, и опасаться их и называть запретительными ограничениями нет основания. Я хочу, господа, вам указать на то, что у нас в древности, когда создавалось Московское царство, была борьба с пьянством народным. Я сошлюсь вам на доклад гр. Скаржинского, который недавно читал. Он говорит так: «При Иване Ш (146? - 1505 гг.) право приготовления литий принадлежало казне, и в Москве были закрыты корчмы». Но право продажи государство имело в своих руках для того, чтобы никто не мог продавать, и само его приготовляло. В 1517 г. был путешественник Герберштейн. Он и оворил, что Царь Василий Иванович построил для своих слуг за Москвой-рекой слободу, названную «Наливная», а другим жителям запретил торговлю и производство. В 1523 г. прибыл в Москву путешественник Альоерт Кампельз и он сообщает в оичете, что в Москве разрешалось пить только по праздникам, а по будням воспрещалось. Иоанн IV, Грозный, возратившись из-под Казани в 1552 г.’ запретил в Москве продажу водки и оставил один кабак для опричников, а в других городах ставил царские кабаки и в 1543 г. прислал в Новгород Ивана Дмитриевича Кривого, который поставил там 8 кабаков, и тогда Новгородский владыка писал Царю письмо: «Бога ради, Государь, потщися и помысли о своей отчизне, о Великом Новгороде, что сия ныне в ней чинится: в корчмах безпрестанно души погибают без покаяния и причастия, в домах и на путях и торжищах убийства, грабления в граде

— 49 —

и пЬгостах великия учинилися — прохода и проезда нетъ». Вследствие этого письма Царь Грозный в 1547 г. приказал уничтожить царевы кабаки. Явилась тайная продажа, и Царь приказал тайно не торговать, и тех, которых ловили били кнутом и бросали в реку. Так боролись наши цари московские, когда собирали Русь. Я сам не историк, но думаю, что Иоанн III и Иоанн IV, путем трезвости поднявший силы в народе, сумели освободиться от всех монголов, и расширил Грозный свои владения в свое царствование чуть не в 20 раз. Была тогда и тайная продажа, но Царь приказал не торговать, решетки ставили и ловили и били кнутом и даже в Новгороде бросали в реку. Перед крутыми мерами наши предки тогда не останавливались. В 1550 г. путешественник Михаон говорит, что в Московии нет шинков, и если у какого домохозяина найдут хоть каплю вина, то весь дом его разоряется. Был указ судебника 1550 г., чтобы недельники, т. е. чиновники, корчем и всяких лихих людей не держали. После, в 1551 г. Стогла-вый собор приказал, чтобы корчемства десятники не держали. Так что считали всякую торговлю вином, безусловно, позорной и вредной для государства. Федор Иоаннович уничтожил последний кабак, который был после Грозного. Путешественник Берг пишет, что Борис Годунов запретил пьянство и объявил, что он скорее помилует вора и убийцу, нежели того, кто, вопреки указу, осмелиться учредить кружечный двор, и еще добавляет: «ежели содержатели тайных питейных домов не имеют иных средств пропитания, то пусть подадут просьбу и они получат земли и поместья». Все это я говорю, господа, на тот предмет, что не все мы знаем, как наши предки боролись с этим. К нашему стыду все приходится брать из чужих рук, т. е. заграничных источников. Скажу больше, гр. Скаржинский написал историю, как в России существует торговля вином, напи-



Hosted by uCoz