— 20:1 — Немного более успешна и другая сторона деятельности попечительствъ—отвлечение народа от пьянства. В этой сфере наиболее привились чайные и чайно-столовые; число их в 1903 году достигло 3,796, от 7 до 128 на губернию; почти все эти учреждения несут убыток в размере приблизительно 200—250 руб. в год на каждое. Нет, конечно, сомнения, что чайные и столовые будут охотно посещаться народом, при условии покрытия убытков по „им казной, но едва-ли представляется основательным соображение, что эти чайные, разбросанные часто на сотню верст одна от другой, могут иметь хотя бы ничтожное значение в деле отрезвления масс. Попечительства имеют еще в своем распоряжении библио-теки-читальни и библиотеки; первых было к 1904 г,—1,786, вторыхъ—1.067. Часто эта библиотека лишь ящик с книгами на сумму 5 5 руб.. находящийся в заведывании буфетчика чайной. Народ мало пользуется читальнями, лучше действуют библиотеки, выдающие книги на дом, но и то абонентами их состоит, по преимуществу, учащаяся молодежь. Из этого всего следует, что библиотеки, служа вообще просветительным целям, с одинаковым успехом могли бы находиться в ведении земства, Министерства Народного Просвещения и т. д. Исключение составляют брошюры специального содержания о вреде пьянства, распространяемые попе-чительствами. Но и тут наблюдается резкое падение интереса к ним населения. Так в 1902 г. таких брошюр было распространено 90 тыс„ а в следующем уже только 6 тыс. экземпляров. Правда попечительства за то усилили безплатную раздачу брошюр и довели ее почти до 300 тыс., но и то изь 651 комитета особые старания в этом направлении проявили лишь два. Что касается развлечений, в качестве отвлечения от пьянства, то этот род деятельности принял наиболее широкие размеры. Однако значение их едва-ли соответствует затрачиваемым средствам. Ни выбор пьес, ни публика, посещающая театры попечительств, повидимому не должны подлежать покровительству попечительств. В результате, в чем же сказалось блоготворное влияние деятельности попечительств. Потребление вина не только не падает, но даже несколько увеличивается, достигая полуведра на душу, а если исключить 30 мил. старообрядцев, евреев и мусульман, то почти и три четверти ведра на душу. Помимо других условий,—говорит г. Череванский,—попечительства заранее'обречены на безплодность и тем двойственным положением, в которое они поставлены. Находясь в ведении Ми нистерства, непосредственно заинтересованного в доходности питейной продажи, попечительства всегда должны подчиняться чинов- | — 204 — пикам акцизного ведомства, интересы которых могут быть про. тивуположны задачам попечительства. Нужна была железная воля статс-секретаря Витте, чтобы удер. жать придуманную им систему на протяжении 14 лет, хотя бы даже в виде опыта. Прошло 14 лет и Правительство предпола-тает изъять из Министерства Финансов учреждения попечитель-ства о народной трезвости и передать их в ведение городов ц земств. В добрый час. Представители городского и земского са-моуправления не могут и не должны руководиться интересами фиска Это непосредственные работники на народной ниве. Им и книги в руки. И, конечно, нельзя удивляться, что заведывание народной трезвостью передается в руки городов и земств. Их почти со-рокалетняа служба на блого России рекомендована с самой лучшей стороны циркуляром Министерства Народного Просвещения и Вну. тренних Дел: по вопросам народного образования, народного здравоохранения, дорог и проч. Вполне понятно, что с этой же стороны рекомендует их и Министерство Финансов. Записки или законопроект В. П. Черевансного, который встречен был ь протестом со стороны М-ра Финансов г. Коковцева и члена Госуд. Совета г. Таганцева, но в тоже время блестяще поддержан членами Госуд. Совета гг. Кони и Кратером этот рассматривался комиссией в Государственном Совете 19 ноября 1909 г. и большинством решено борьбу с пьянством на местах возложить на обязанность и ответственность органов общественного самоуправления, а также на частные общества, в заведывание коих постепенно переходят учреждения, находящияся в ведении нынешних попечительств о народной трезвости. Сверх земских и городских учреждений, попечение о народной трезвости предоставить частным обществам объединенным в „Российское общество Зеленого Креста". Представитель Министерства Фанансов высказался против перенесения деятельности по борьбе с алкоголизмом от бюрократии к общественным элементам, сослался в доказательство своей мысли на деятельность общественных организаций, борющихся с пьянством в различных странах, результаты которых далеко не блестяши. Что может выиграть народная трезвость от перенесения этих попечительств из одного ведомства в другое—это покажет будущее. Мы далеко не согласны с Министерством Финансов, что деятельность общественных организаций по борьбе с алкоголизмом других стран не дает блестящих результатов. Конечно, если товарищ министра финансов г. Новицкий осно вывается на докладах своих чиновников, командированныхт летом 1909 г. в Америку с тем, чтобы посмотреть, как тами |