Бородинъ Д.Н. Итоги работъ Перваго Всероссійскаго съѣзда по борьбѣ съ пьянствомъ. СПб.:Виленчикъ, 1910 г.

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 201   >>>

  

— 201 —

желание подчинить наблюдению народное потребление вина общественному контролю, то „это не было осуществлено". Говорить об фисеннигнпомь контроль,, при подобном составе комитетов, отнюдь не приходится. Это контроль различных министерств. Ибо члены из представителей городского и земского самоуправления фактически растворялись в „чиновном море11.

Почетные члены и члены соревнователи, это только почетные члены и члены соревнователи, хотя и с правом голоса.

В губернских и уездных комитетах по существу имелись две странности. Исполнительными органами являлись лица до того 'заваленные своей служебной работой, что о работе общественной они и думать не могли. Возможно, что вь виду этого соображения „ образовался отряд членов-соревиователей. Но все же это были зюди, так сказать пришлые. А затем участие в комитетах представителей от акциза.

Конечно, эти представители люди образованные и интеллигентные, если даже они и не знают теории политической экономии, то им легко растолковать ея непреложные законы. С ними можно сговориться на тему, что уменьшение пьянства, улучшая народное блогосостояние, увеличивает платежеспособность населения и, таким образом, ни в каком случае не может отзываться неблогоприятно на финансовом положении государства. Но непосредственным пе-редатчикол^ казенного вина населению является все же сиделец винной лавки. Каков может быть уровень его развития? Особенно когда противовесом его пониманию экономических законов, является ею лютое блого, в виде оклада. Сколько ему ни толкуй про высшия цели винной монополии, онь понимает одно: продаст много—оклад больше; продаст мало — оклад меньше. Против такой ..экономической философии11—..высшия цели” бессильны. И „низшие агенты министерства финансовъ" должны были тяготиться и тяготятся своим положением невольных трезвенников.

Несостоятельность попечительств о народной трезвости сознавалась всеми и вопрос об упразднении их вкладывался из года в год.

Еще 12 лет тому назад мы в докладе своем о винной монополии, прочитанным в алкогольной комиссии, так охаратери-зовали значение этих попечительств.

Ясное сознание необходимости участия общее пшенных сил в проведении реформы и стол же ясная постановка самих задач, подлежащих влфьнию этих сил вь лине попечнтельстч о народной трезвости, оказались в полном 'несоответствии с самой организацией попечительств сь их нсиич-шч составом. Недостаток общественного элемента, часто правительственный характер этих учреждений составляют самую невыгодную для дела сторону организации борьбы с пьянством путем этих новых установлении.

— 202 —

В докладе нашем мы подробно останавливались на полнойI несостоятельности этих учреждений. Это было, повторяем, 12 летъи тому назад. j

Наконец 5 декабря 1907 г. в нашей „Верхней Палате1' зого! ворили о пьяном деле и об упразднении попечительств о на-родной трезвости.

Было заслушано заявление В. П. Черевансного, подписанное 39 членами Совета о проекте закона об упразднении попечительству народной трезвости.

Попечительства обходятся казне в 4 миллиона рублей еже-годно, а пьянство все растет да растет. При l'V’ o прироста на-селения пьянство увеличивается на 13" <>, т. е. почти в десять раз быстрее. Ведь эта скорость наводнения и пожара- недаром водка совмещает свойства огня и воды. Спрашивается, к чему же тратить еще /Миллионы на звучащее дьявольской иронией „попечение- о народной трезвости? На эти миллионы можно бы содержать восемь тысяч школ. Таков смысл законопроекта, внесенного г. Чере-ванским.

Самый проект закона составлен весьма категорически; попечительства о народной трезвости совершенно закрываются; имуи щество их ликвидируется и передается в распоряжение городе ских и земских общественных учреждений на цели народного образования или народного здравия. Объяснительная к проекту записка дает строгую и суровую критику деятельности этихг попечительств, открывает полную их ненужность и непроизво дительность затрат на них.

Попечительства существуют уже более ИО лет и результати деятельности их можно считать вполне выяснившимися.

Три задачи входят в сферу деятельности попечитедьстви

1) наблюдение за соблюдением правил о торговле крепкими на питками, 2) отвлечение народа от злоупотребления крепкими напит ками и 3) лечение алкоголиков.

Для иллюстрации успешности первой задачи, г. Череванский при водит, между прочим, такия цифры: за открытые членами попей* тельств нарушения правил о продаже вина в 1903 г. поступил согласно уставу попечительств, в их рессурсы всего 278 руб между тем действовало в этом году 651 комитет и само Ш нистерство Финансов нисколько не скрывает, что у нас тайна торговля вином прямо таки процветает. Иного результата, к( нечно, и ожидать нельзя, нельзя же в самом деле требовать, чтоб все члены комитетов, занимающие высшие посты в губернии, зани мялись выслеживанием корчемников, взяли бы на себя чисто гк лицейския и далеко неприятные обязанности.