Бородинъ Д.Н. Итоги работъ Перваго Всероссійскаго съѣзда по борьбѣ съ пьянствомъ. СПб.:Виленчикъ, 1910 г.

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 200   >>>

  

— 200 —

лице своего непосредственного начальства, должны были участвовать в заседаниях „комитетовъ". Заседать вь собраниях, обязанных по самому существу положения, бить дробных распространители водки смертным бое.м.

Уже в самом начале, т. е. после опубликования устава 6 Ма, 1894 г. раздались голоса, протестующие против такого двойствец. ного положения ..г.г. низших чиновников министерства финансов-И правительство ввело эту меру „ради опыта11. Прошло восеми лет. Выяснилось, что подобная система несостоятельна. Само пра. вительство высказывается за передачу „попечительства о народу трезвости" иродам и ./сметаем.

Учреждение „комитетовъ" нельзя отнести к очень удачным реформам. Отвлекаясь от какой бы то ни было политической тенденции, в комитетах попечительств о народной трезвости надо было усмотреть желание министерства подчинить наблюдение 33 продажей питей самому обществу.

Состав губернского комитета следующий: председатель—губер. натор, первепствующий член — епархиальный архиерей. Члены: и/нрииии.гяюипииг >икн«-инылш сборами и удельным округом; управляют палатами: контрольной, государственных имуществ, • казенной Депутаты от духовного ведомства. Председатель и прокурор Окружного суда, Вице-губернатор, Директор народных училищ директор одного из средних учебных заведений, председатели отделения Крестьянского Поземельного Банка, начальник губер^ ского жандармского управления, уездный воинский начальник ц врачебный инспектор. Кроме того,председатель губернской земскои управы, два депутата от губернского земского собрания и городские голова губернского города.

В уездный комитет попечительства о народной трезвое^ вошли: в качестве председателя—уездный предводитель дворяне^ и в качестве членов: депутат от духовного ведомства, начала пики средних учебных заведений, инспектора народных училищ уездный член и товарищ прокурора Окружного суда, полициймеи стер, исправник, уездный воинский начальник, помощник начала ника жандармского управления, участковые земские начальники, пода; ные инспектора, непременный член уездного по крестьянски*»! делам присутствия, уездный или городовой врач, почетные миро вые судьи, участковые мировые судьи, городские судьи и... акии.инш чиновник. Кроме того, председатель уездной земской управы, да депутата от уездного земского собрания, городской голова или в уездных комитетах губернских городов, член городскои управы.

Приведенный перечень назначенных членов комитетов о ни родной трезвости слишком ясно говорит, что если даже и быж

— 201 —

желание подчинить наблюдению народное потребление вина общественному контролю, то „это не было осуществлено". Говорить об фисеннигнпомь контроль,, при подобном составе комитетов, отнюдь не приходится. Это контроль различных министерств. Ибо члены из представителей городского и земского самоуправления фактически растворялись в „чиновном море11.

Почетные члены и члены соревнователи, это только почетные члены и члены соревнователи, хотя и с правом голоса.

В губернских и уездных комитетах по существу имелись две странности. Исполнительными органами являлись лица до того 'заваленные своей служебной работой, что о работе общественной они и думать не могли. Возможно, что вь виду этого соображения „ образовался отряд членов-соревиователей. Но все же это были зюди, так сказать пришлые. А затем участие в комитетах представителей от акциза.

Конечно, эти представители люди образованные и интеллигентные, если даже они и не знают теории политической экономии, то им легко растолковать ея непреложные законы. С ними можно сговориться на тему, что уменьшение пьянства, улучшая народное блогосостояние, увеличивает платежеспособность населения и, таким образом, ни в каком случае не может отзываться неблогоприятно на финансовом положении государства. Но непосредственным пе-редатчикол^ казенного вина населению является все же сиделец винной лавки. Каков может быть уровень его развития? Особенно когда противовесом его пониманию экономических законов, является ею лютое блого, в виде оклада. Сколько ему ни толкуй про высшия цели винной монополии, онь понимает одно: продаст много—оклад больше; продаст мало — оклад меньше. Против такой ..экономической философии11—..высшия цели” бессильны. И „низшие агенты министерства финансовъ" должны были тяготиться и тяготятся своим положением невольных трезвенников.

Несостоятельность попечительств о народной трезвости сознавалась всеми и вопрос об упразднении их вкладывался из года в год.

Еще 12 лет тому назад мы в докладе своем о винной монополии, прочитанным в алкогольной комиссии, так охаратери-зовали значение этих попечительств.

Ясное сознание необходимости участия общее пшенных сил в проведении реформы и стол же ясная постановка самих задач, подлежащих влфьнию этих сил вь лине попечнтельстч о народной трезвости, оказались в полном 'несоответствии с самой организацией попечительств сь их нсиич-шч составом. Недостаток общественного элемента, часто правительственный характер этих учреждений составляют самую невыгодную для дела сторону организации борьбы с пьянством путем этих новых установлении.