— 11)9 ■— гике идею винной монополии, он положил в основание своей ^формы питейного дела мысль о необходимости правильного и ^сообразного распределения алкоголя среди населения. С этой реформой можно было примириться только по стольку, jo скольку интересно меньшее зло предпочесть злу большему. Уж раз, вопреки всем законам этическим и экономическим, необходимо распространить среди населения ..российскую очищенную-1, г0 во всяком случае много интереснее, чтобы все доходы от этой части государственного бюджета поступали непосредственно 8 казну, минуя.щучьи аппетиты посредников, вълице производителей и сбытчиков алкоголя. Как бы то ни было, обнищавшее от водки население вынуждено обращаться за помощью к государству. С. Ю. Витте дал государству новую статью дохода, находящуюся с потреблением алкоголя в самой интимной связи. Притом раздробительная продажа „питей-1 оказалась в руках не кабатчиков, а „гг. чиновников11. Ибо „сидельцы винных лавок11, так или иначе, все же агенты министерства финансов. Для кабатчика была совершенно безразлична высокая степень опьянения потребителя. Ему даже было иного выгоднее форменное опьянение мужика: легче было и обсчитать и обобрать. Не даром же говорят, что пьяному море по колена. ..Чиновник министерства финансовъ" должен был смотреть на потребителя водки иначе. Ему вменялось в обязанность не отпускать водки пьяным, малолетним и т. д. Очевидно, Министерство Финансов хотело сгладить то неприятное впечатление, какое должна была произвести питейная реформа в том виде, как она вводилась четырнадцать лет назад. С этой целью, по инициативе названного министерства, учреждаются так называемые губернские и уездные комитеты попечительства о народной трезвости. Задачи этих попечительств сводились к следующему. Попечительства должны были распространять в народе здравые понятия о вреде пьянства. Изыскивать способы, при посредстве которых народ мог бы проводить свободное время... вдали от питейного заведения. Здесь подразумевались народные чтения, собеседования, общедоступные издания соответственных книжек и брошюр. Сюда же относилось устройство чайных, народных читален, столовых. Открывать, содержать и поощрять лечебницы для алкоголиков. Всячески наблюдать, чтобы все эти положения проводились в жизнь строго и неукоснительно. Конечно, только железная энергия бывшого министра финансов могла совместить два таких разнородных полюса. Тем более, что по мысли его реформы, сидельцы винных лавок, в | — 200 — лице своего непосредственного начальства, должны были участвовать в заседаниях „комитетовъ". Заседать вь собраниях, обязанных по самому существу положения, бить дробных распространители водки смертным бое.м. Уже в самом начале, т. е. после опубликования устава 6 Ма, 1894 г. раздались голоса, протестующие против такого двойствец. ного положения ..г.г. низших чиновников министерства финансов-И правительство ввело эту меру „ради опыта11. Прошло восеми лет. Выяснилось, что подобная система несостоятельна. Само пра. вительство высказывается за передачу „попечительства о народу трезвости" иродам и ./сметаем. Учреждение „комитетовъ" нельзя отнести к очень удачным реформам. Отвлекаясь от какой бы то ни было политической тенденции, в комитетах попечительств о народной трезвости надо было усмотреть желание министерства подчинить наблюдение 33 продажей питей самому обществу. Состав губернского комитета следующий: председатель—губер. натор, первепствующий член — епархиальный архиерей. Члены: и/нрииии.гяюипииг >икн«-инылш сборами и удельным округом; управляют палатами: контрольной, государственных имуществ, • казенной Депутаты от духовного ведомства. Председатель и прокурор Окружного суда, Вице-губернатор, Директор народных училищ директор одного из средних учебных заведений, председатели отделения Крестьянского Поземельного Банка, начальник губер^ ского жандармского управления, уездный воинский начальник ц врачебный инспектор. Кроме того,председатель губернской земскои управы, два депутата от губернского земского собрания и городские голова губернского города. В уездный комитет попечительства о народной трезвое^ вошли: в качестве председателя—уездный предводитель дворяне^ и в качестве членов: депутат от духовного ведомства, начала пики средних учебных заведений, инспектора народных училищ уездный член и товарищ прокурора Окружного суда, полициймеи стер, исправник, уездный воинский начальник, помощник начала ника жандармского управления, участковые земские начальники, пода; ные инспектора, непременный член уездного по крестьянски*»! делам присутствия, уездный или городовой врач, почетные миро вые судьи, участковые мировые судьи, городские судьи и... акии.инш чиновник. Кроме того, председатель уездной земской управы, да депутата от уездного земского собрания, городской голова или в уездных комитетах губернских городов, член городскои управы. Приведенный перечень назначенных членов комитетов о ни родной трезвости слишком ясно говорит, что если даже и быж |