- 136 — Возьмет ля он их с собою? Возлюбленные Он испытует вас сегодня. (Непрямое внушение). Он бы мог обратить тысячу миллионеров, но он дает Вам случай спастись (внушение прямее прежняго). Довольно ли у Вас веры? (Здесь следует рассуждение о вере). Бог не может творить великих вещей без веры. Я верю, что пришествие Иисуса придет по вере сильно верующого в сие.... Возлюбленные, если Вы даете для Бога, вы получили веру (внушение еще прямее). Отрок с пятью хлебами и двумя маленькими рыбами (рассказ)—когда все было кончено, он не потерял своих хлебов; осталось двенадцать корзин.... О, возлюбленные, как оно вернется! Некогда царь царей призовет вас и даст вам царство славы и за то, что доверили Ему так мало! Великий вклад Вы делаете сегодня.... Некогда Бог покажет нам, насколько лучше Он поместил наши сокровища, чем мы сами». Внушение подействовало. Со всех сторон потекли деньги, сотни превращались в тысячи, в десятки тысяч. Толпа дала 70,000 долларовъ». Та же самая сила внушения действует очевидно и в войсках, ведя их к блестящим победам. Без сомнения дисциплина и сознание долга создают из войск одно могучее колоссальное тело, но последнее для того, чтобы проявить свой мощь, нуждается еще в одухотво-ряющей силе и эта сила заключается во внушении той идеи, которая находить живой отклик в сердцах воюющих. Вот почему уменье поддержать дух войск в решительную минуту составляет одну из величайших забот знаменитых полководцев. Этой же силой внушения объясняются геройские подвиги и самоотвержение войск под влиянием одного возбуждающого слова своего любимого военачальника, когда казалось не было уже никакой надежды на успех. Очевидно, что сила внушения в этих случаях, устраняя сознание невозможности достигнуть цели, ведет к результатам, которых еще за минуту нельзя было ни предвидеть, ни ожидать. Таким образом сила внушения приводит иногда к событиям, свершить которые воля и сознание долга без соответствующого внушения были бы не в состоянии. | — 137 — Когда имеется достаточно условий для того, чтобы данное внушение получило отклик в умах людей, последнее воздействует на народные массы в том или другом направлении соответственно своему содержанию. Так как наши народные массы по своей неразвитости еще содержат немало грубых инстинктов и в то же время им доступно сознание высоконравственных начал, усваиваемых главным образом, блогодаря религип и воспитанию, в духе общей государственной идеи, то естественно, что путем внушения народные массы могут быть направляемъ!, как к самым безнравственным и жестоким поступкам, так и к великим историческим подвигам. Поэтому то и организованные толпы, как известно, нередко проявляют свой деятельность далеко несоответственно тем целям, во имя которых оне сформировались. Достаточно, чтобы кто-нибудь возбудил в толпе низменные инстинкты, и толпа, объединившаяся блогодаря возвышенным целям, становится в полном смысле слова зверем, жестокость которого может превзойти всякое вероятие. Вообще известно, что возбужденная толпа способна на самые безчеловечные поступки, блогодаря именно тому, что на место здравой логики является автоматизм и импульсивность, как прямые следствия внушения. Современные нам жестокости американцев, расправляющихся по суду Линча с преступниками или только лицами, подозреваемыми в преступлении, служа позором для страны свободы, получают тем не менее объяснение в этой импульсивности толпы, которая не знает никакой пощады. «Хотите вы типического примера преступлений толпы?» говорит Тард в одном из своих сочинений. «Революция Тэна дает нам таких примеров больше, чем нужно. В сентябре 1789 г. в Труа создается легенда, враждебная для мэра Гуеза: он скупщик, он хочет заставить народ есть сено. Гуез известен своей блоготворительностью. Он оказал большия услуги городу. Но что за важность! 9 сентября на трех возах мука оказалась дурной; народ стад собираться и кричать: «долой мэра!» «смерть мэру!». Гуеза при выходе из суда сшибают с ног, бьют ногами и кулаками и он умирает, пораженный ударом деревянного башмака в |