В.М.Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.:1903

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 134   >>>

  

— 134 —

Одним из примеров таких исторических подвигов народных масс, воодушевленных одной общей идеей, может служить взятие Бастилии и отпор на границах Франции европейских войск, окруживших последнюю в период великой революции.

Значение внушения в общественных группах.

В большинстве случаев толпе нужны конечно вожаки, которые, инстинктивно чувствуя значение и силу толпы, руководят ею, как искуссные демогоги, гораздо более силой внушения, нежели здравым убеждением. Б. Сидис в своей книге, вышедшей вслед за моей работой, появившейся в переводе на немецкий язык в 1899 г. *), высказывает по этому поводу в общем теже самые мысли, что и я. «Внушение по словам Б. Сидиса, данное исступленной толпе «владыкой», распространяется подобно пожару. Оно отражается от индивида к индивиду, собирает силу и становится таким подавляющим, что приводит толпу к бешеной деятельности, к безумному возбуждению. Когда толпа при-

дения на V конгрессе по криминальной антропологии в Амстердаме. Докладчиками явились д-ра Jelgersma (Quelques observations sur la psychologie des foules) и Sigheli (Le crime collectif). Оба докладчика пришли приблизительно к тем же выводам. Д-р Jelgersma высказался в том смысле, что в толпе чувство преобладает над разумом, замечается отсутствие анализа и скорый переход от побуждения к действию. Легковерие толпы, ея впечатлительность, нетерпеливость и абсолютизм объясняются моноидеизмом толпы, так как чувства одного непосредственно передаются другим, блогодаря «психической заразительности». Таким образом дело сводится к простым законам психологии, примененных к толпе. Sigheli высказался, что в действиях толпы выдающееся значение получает внушение, блогодаря которому слово или жест одного человека с быстротой молнии зажигает толпу. Внушение вообще служит основой всех преступлений, совершаемых совместно двумя или несколькими лицами. Таким образом мы встречаемся здесь с теми же мыслями, которые были «высказаны еще в первом издании ятого сочинения, вышедшого много ранее упомянутого конгресса.

*) W. В е с h t е r е w. Suggestion und ihre sociale Bedeutung. Leipzig. 1899.

— 135 —

нимает внушения и выполняет их, волнение возрастает больше и больше. Каждое исполненное внушение расширяет и усиливает эмоцию толпы. За каждым новым приступом следует более сильный пароксизм бешеного демонического безумия. Толпа подобно лавине: чем дольше она катится, тем грознее и опаснее она становится. Внушение, данное героем, вождем, господином момента, принимается толпой и отражается от человека к человеку, пока всякая голова не закружится, всякий ум не помутится. В исступленной толпе каждый влияет и подвергается влиянию, каждый внушает и получает внушения, волна внушений все растет, пока не достигнет страшной высоты» *).

Вот почему человек,умеющий овладевать вниманием толпы, всегда может увлечь ее на безпримерные подвиги, чему примеров в истории мы знаем не мало. Вспомним хотя бы историю нашего Минина, спасшого отечество своей проповедью в наиболее трудные для него времена. Его знаменитая фраза: «Заложим своих жен и детей и выкупим отечество!» должна была действовать подобно сильнейшему внушению на наэлектризованную уже ранее толпу. Как можно овладевать толпой и ея порывами, показывает между прочим следующий рассказ Б. Сидиса 2):

«11 августа 1895 в Old Orchard Me.... был митинг под открытым небом. Нужно было сделать сбор для всемирной проповеди евангелия. Проповедник следующим образом давал внушения: «Самое поразительное воспоминание, которое я имею о чужих странах, это—толпы, волны потерянного человечества, разбивающияся непрестанно о берега вечности.... В каком отчаянии они, как нелюбимы—никакой радости, ни веселья, ни песни в их религии! Однажды я слышал, как китаец говорил, почему он христианин. Ему казалось, что он брошен в глубокую пропасть и нет средств выйти из нея (рассказ). Плакали ли Вы о потерянном мире, как Иисус плакалъ? Если нет, горе вамъ! Ваша религия только сон и мечта. Мы находим Христа испытующим своих учеников.

*) Б. Сидис, Иос. cit., стр. 302 и 303.

3) Б. Сидис, loco cit., стр. 298.