— 133 — что в возбужденной толпе имеются все условия, блогоприятствующия общему взаимовнушению, вследствие чего внушение, проникшее в сознание нескольких лиц, вскоре, блогодаря взаимовнушению, становится общим достоянием толпы. Почему толпа движется, не зная препятствий, по одному мановению руки своего вожака, почему она издает одни и те-же клики, почему действует в одном направлении, как по команде? Этот вопрос занимал умы многих авторов, вызывая довольно разноречивые ответы. Достаточно упомянуть здесь о работах Siglieli,Le Bon’a, Tarde’a, P. Janet и др. Некоторые признают даже существование как бы особой коллективной души. Но было бы излишне входить здесь в какия либо подробности но этому поводу. Достаточно заметить, что, как бы мы ни смотрели на вопросы, относящиеся до коллективной души и до особых «психических волнъ», распространяющихся на массу лиц одновременно и способных при известных условиях даже к обратному отражению, не может подлежать никакому сомнению, что в основе всего лежит могущественное действие в толпе взаимного внушения, которое возбуждает у отдельных членов толпы одни и те-же чувства, поддерживает одно и то-же настроение, укрепляет объединяющую их мысль и поднимает активность отдельных членов до необычайной степени. Блогодаря этому взаимовнушению, отдельные лица как бы наэлектризовываются и те чувства, которые испытывают отдельные лица, наростают до необычайной степени напряжения, делая толпу существом могучим, сила которого ростет вместе с возвышением чувств отдельных ея членов. Только этим путем, путем взаимовнушения, находящого блогоприятную почву в общем состоянии народных масс, можно себе объяснить успех тех знаменательных исторических событий, когда нестройные толпы народа, воодушевленные одной общей идеей, заставляли уступать хорошо вооруженные и дисциплинированные войска, действовавшия без достаточного воодушевления 4)* *) В позднейшее время вопрос этот служил предметом обсуж- | — 134 — Одним из примеров таких исторических подвигов народных масс, воодушевленных одной общей идеей, может служить взятие Бастилии и отпор на границах Франции европейских войск, окруживших последнюю в период великой революции. Значение внушения в общественных группах. В большинстве случаев толпе нужны конечно вожаки, которые, инстинктивно чувствуя значение и силу толпы, руководят ею, как искуссные демогоги, гораздо более силой внушения, нежели здравым убеждением. Б. Сидис в своей книге, вышедшей вслед за моей работой, появившейся в переводе на немецкий язык в 1899 г. *), высказывает по этому поводу в общем теже самые мысли, что и я. «Внушение по словам Б. Сидиса, данное исступленной толпе «владыкой», распространяется подобно пожару. Оно отражается от индивида к индивиду, собирает силу и становится таким подавляющим, что приводит толпу к бешеной деятельности, к безумному возбуждению. Когда толпа при- дения на V конгрессе по криминальной антропологии в Амстердаме. Докладчиками явились д-ра Jelgersma (Quelques observations sur la psychologie des foules) и Sigheli (Le crime collectif). Оба докладчика пришли приблизительно к тем же выводам. Д-р Jelgersma высказался в том смысле, что в толпе чувство преобладает над разумом, замечается отсутствие анализа и скорый переход от побуждения к действию. Легковерие толпы, ея впечатлительность, нетерпеливость и абсолютизм объясняются моноидеизмом толпы, так как чувства одного непосредственно передаются другим, блогодаря «психической заразительности». Таким образом дело сводится к простым законам психологии, примененных к толпе. Sigheli высказался, что в действиях толпы выдающееся значение получает внушение, блогодаря которому слово или жест одного человека с быстротой молнии зажигает толпу. Внушение вообще служит основой всех преступлений, совершаемых совместно двумя или несколькими лицами. Таким образом мы встречаемся здесь с теми же мыслями, которые были «высказаны еще в первом издании ятого сочинения, вышедшого много ранее упомянутого конгресса. *) W. В е с h t е r е w. Suggestion und ihre sociale Bedeutung. Leipzig. 1899. |