В.М.Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.:1903

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 125   >>>

  

— 125 —

рода психическия эпидемии, развивающияся блогодаря внушению словом иди иными путями на подготовленной уже почве сознания важности переживаемых событий.

Одним из ярких исторических примеров такихъ' психических эпидемий мы видим в крестовых походах, являвшихся последствием несомненно привитой или внушенной идеи о необходимости освобождения Святого Гроба—идеи, так сильна Бездействовавшей на народы, блогодаря необычайному развитию религиозного мистицизма средних веков. Вспомните несчастный крестовый поход детей, предводительствуемых галлюци-нантом и вы легко уясните, какую силу приобретало в та время внушение и взаимовнушение, находившее себе блогоприятную почву в господствовавших в то время религиозных заблуждениях и почему оно было в состоянии подвинуть народные массы того времени на отдаленные и раззорительные походы* требовавшие необычайного напряжения сил, волновавшие умы европейских наций около двух столетий и стоившие им около семи миллионов людей, не считая огромных денежных средств. По словам Б. Сидиса 1) «непреодолимое стремление влекло людей к святому гробу, который очаровывал их душевный взор, — так бабочку безотчетно влечет к свече. Это стремление блогочестивых христиан к Святому Гробу обнаруживалось в пилигримствах, которые сначала были редки, но постепенно распространились и стали всемирной манией. Епископы покидали свои епархии, принцы свои владения, чтобы поклониться могиле Христа».

«Петр Пустынник и Папа Урбан II были героями, впервые пробившими лед и направившими народное движение на завоевание святой земли. Пламенные призывы маленького, истощенного пустынника Петра сметали всё перед собой. Бред, царивший в расстроенной душе пустынника, сообщился его слушателям, и они пришли в восторг, в исступление от блестящих перспектив, которые он им открывал.

Между тем Папа Урбан II созвал два собора один за другим. На втором Кдермонтском он говорил многим тысячам народа. Его речь сначала слушали в торжественном

*) Б. Сидис психология внушения, стр. 318—320.

— 126 —

молчании, но постепенно стали раздаваться рыдания. ««Не слушайте ничего», восклицал он, «кроме стонов Иерусалима» и помните, что сказал Господь: «Кто не возьмет креста своего и не последует за мной, недостоин меня». Вы воины креста; носите же на вашей груди или на ваших плечах кро-ваво-красный знак того, кто умер для спасения Ваших душъ!» Внушение было непреодолимо. Покидая поля и города, земледельцы—рабы и мелкие торговцы выказывали большую ревность к достижению Святого Града. Если кто-нибудь рассудительный вмешивался со словами предостережения, единственным их ответом было внушение папы: «кто не последует за мной, недостоен меня* ....

«О первом крестовом походе Генрих фон- Зибель говорит нам, что «мы едва ли можем понять такое состояние ума. Это все равно, как если бы теперь большая армия села на воздушные шары для завоевания некоторого острова между землей и луной, на котором ожидали бы найти рай». Толпы людей различных рас с женами и дочерьми, с детьми, взятыми от колыбели, и со стариками на краю могилы, многие больные и умирающие шли отовсюду, готовые, чтобы их веди на завоевание Святой Земли. Петр Пустынник, Вальтер Бессребренник и Готтшальк стали героями, вождями толпы, которая рассеялась прежде, чем достигла Палестины».

Но еще поразительнее крестовый поход детей. «Около 1212 г. между четвертым и пятым крестовыми походами Стефан мальчик-пастух, в подражание старшим начал проповеды-вать детям священную войну. Он скоро стад злобой дня; люди покидали храмы, чтобы слышать его слова. Он даже творил чудеса. Призыв Стефана к детям спасти Святой Гроб возбудил в них стремление присоединиться к нему в святом поломничестве.

Эпидемия крестового похода быстро распространилась между малолетними. Всюду появлялись 10-ти летния даже 8-ми летния дети, объявлявшия себя пророками, посланными Стефаном, во имя Бога. Эти «пророки» начали ходить по городам и деревням. Подобно настоящей эпидемии эта мания блуждания не щадила ни мальчиков, ни девочек; по рассказам хронике-