В.М.Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.:1903

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 126   >>>

  

— 126 —

молчании, но постепенно стали раздаваться рыдания. ««Не слушайте ничего», восклицал он, «кроме стонов Иерусалима» и помните, что сказал Господь: «Кто не возьмет креста своего и не последует за мной, недостоин меня». Вы воины креста; носите же на вашей груди или на ваших плечах кро-ваво-красный знак того, кто умер для спасения Ваших душъ!» Внушение было непреодолимо. Покидая поля и города, земледельцы—рабы и мелкие торговцы выказывали большую ревность к достижению Святого Града. Если кто-нибудь рассудительный вмешивался со словами предостережения, единственным их ответом было внушение папы: «кто не последует за мной, недостоен меня* ....

«О первом крестовом походе Генрих фон- Зибель говорит нам, что «мы едва ли можем понять такое состояние ума. Это все равно, как если бы теперь большая армия села на воздушные шары для завоевания некоторого острова между землей и луной, на котором ожидали бы найти рай». Толпы людей различных рас с женами и дочерьми, с детьми, взятыми от колыбели, и со стариками на краю могилы, многие больные и умирающие шли отовсюду, готовые, чтобы их веди на завоевание Святой Земли. Петр Пустынник, Вальтер Бессребренник и Готтшальк стали героями, вождями толпы, которая рассеялась прежде, чем достигла Палестины».

Но еще поразительнее крестовый поход детей. «Около 1212 г. между четвертым и пятым крестовыми походами Стефан мальчик-пастух, в подражание старшим начал проповеды-вать детям священную войну. Он скоро стад злобой дня; люди покидали храмы, чтобы слышать его слова. Он даже творил чудеса. Призыв Стефана к детям спасти Святой Гроб возбудил в них стремление присоединиться к нему в святом поломничестве.

Эпидемия крестового похода быстро распространилась между малолетними. Всюду появлялись 10-ти летния даже 8-ми летния дети, объявлявшия себя пророками, посланными Стефаном, во имя Бога. Эти «пророки» начали ходить по городам и деревням. Подобно настоящей эпидемии эта мания блуждания не щадила ни мальчиков, ни девочек; по рассказам хронике-

— 127 —

ров, среди больших количеств загипнотизированных детей было очень много малолетних девочек. Король Филипп Август по совету Парижского университета издал эдикт, приказывавший детям вернуться домой, но религиозные внушения были сильнее повеления короля и дети продолжали составлять свои сборища. Отцы и матери употребляли все свое влияние, чтобы обуздать эту опасную манию странствования, но без успеха. Убеждения, угрозы, наказания были столь же безполезны, как и приказ короля, запоры не могли удержать детей: они вырывались через двери и окна и стремились занять места в проходивших процессиях. Если же их держали так, что убежать было невозможно, они чахли, как перелетные птицы в заточении».

Несчастная судьба этих детских походовъ—общеизвестна.

Подобным же образом внушение действует очевидно и во время всех вообще великих исторических событий, захватывающих народные массы, как напр. во время великой Францусской революции и во время почти всех больших войн за освобождение: в древней Греции во времена персидских войн, во Франции во время англо-францусской войны с Жанной д*Арк, в Сев. Америке во время американской освободительной войны, у нас в 12-м году и пр. Эта сила именно и лежит в основе того подъема духа, который приводит народ к великим историческим подвигам, покрывающим их неувядаемой славой. Не далее, как четверть века тому назад, во время нашей славянской освободительной войны мы пережили один из таких периодов русской истории, где наряду с направляемой свыше волей народа было не мало обаятельного увлечения, значительная доля которого должна быть приписана невольному взаимовнушению и психической заразе, увлекшей еще ранее объявления нашей войны массу добровольцев на освобождение славянских народов.

Спекулятивные эпидемии»

Равным образом и в финансовом мире многое совершается по внушению и мы можем здесь различать психическия эпидемии как стенического или активного характера, так и асте-