В.М.Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.:1903

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 124   >>>

  

— 124 —

щий; волнение охватило всех и в одну минуту 900 лошадей помчались в диком безпорядке.... В этой панике замечательны две вещи. Во-первых лошади единодушно выбрали своим вождем большого могучого коня, и, глядя на него и фыркая ему в ответ, как бы говорили ему этим: apres vous,. что он в свой очередь так и понимал; оне ждали, пока он кинется вперед, и последовали за ним в диком смятении. Если я скажу вам, что некоторых нашли только на расстоянии 120 миль в глубь Финляндии, то вы поймете, какова была паника.

«Во вторых замечателен способ, которым были остановлены некоторые из лошадей. Целые мили пробежали они сплошной массой и наконец приблизились под прямым углом к реке. Перед ними был мост, на другой стороне которого находился небольшой кавалерийский пикет. Лошадь— вождь, видя на другом конце моста кавалерию, не пошла на него, но кинулась в сторону, бросилась через реку и все 900 лошадей поплыли вместе. Когда они выплыли и побежали в безпорядке, командир пикета придумал уловку; он приказал трубачу играть призыв, что всегда играют перед кормлением лошадей.... Все старые лошади навострили уши, сделались нерешительными, остановились, помедлили, повернулись и побежали назад.... Это спасло массу.... остальные разбились».... Но возвратимся к паникам, развивающимся при известных условиях среди людей.

Психическия эпидемии во времена исторических народных движении.

Но кроме такой астенической эпидемии, выражающейся в панике, мы знаем психическия эпидемии другого рода, выражающияся активными явлениями и сопровождающияся более или менее очевидным психическим возбуждением. Такия эпидемии под влиянием соответствующих условий иногда охватывают значительную часть населения и нередко приводят к событиям, чреватым огромными последствиями.

Одушевление народных масс в годину тяжелых испытаний и фанатизм, охватывающий народные массы в тот или в другой период истории, представляет собой также своего

— 125 —

рода психическия эпидемии, развивающияся блогодаря внушению словом иди иными путями на подготовленной уже почве сознания важности переживаемых событий.

Одним из ярких исторических примеров такихъ' психических эпидемий мы видим в крестовых походах, являвшихся последствием несомненно привитой или внушенной идеи о необходимости освобождения Святого Гроба—идеи, так сильна Бездействовавшей на народы, блогодаря необычайному развитию религиозного мистицизма средних веков. Вспомните несчастный крестовый поход детей, предводительствуемых галлюци-нантом и вы легко уясните, какую силу приобретало в та время внушение и взаимовнушение, находившее себе блогоприятную почву в господствовавших в то время религиозных заблуждениях и почему оно было в состоянии подвинуть народные массы того времени на отдаленные и раззорительные походы* требовавшие необычайного напряжения сил, волновавшие умы европейских наций около двух столетий и стоившие им около семи миллионов людей, не считая огромных денежных средств. По словам Б. Сидиса 1) «непреодолимое стремление влекло людей к святому гробу, который очаровывал их душевный взор, — так бабочку безотчетно влечет к свече. Это стремление блогочестивых христиан к Святому Гробу обнаруживалось в пилигримствах, которые сначала были редки, но постепенно распространились и стали всемирной манией. Епископы покидали свои епархии, принцы свои владения, чтобы поклониться могиле Христа».

«Петр Пустынник и Папа Урбан II были героями, впервые пробившими лед и направившими народное движение на завоевание святой земли. Пламенные призывы маленького, истощенного пустынника Петра сметали всё перед собой. Бред, царивший в расстроенной душе пустынника, сообщился его слушателям, и они пришли в восторг, в исступление от блестящих перспектив, которые он им открывал.

Между тем Папа Урбан II созвал два собора один за другим. На втором Кдермонтском он говорил многим тысячам народа. Его речь сначала слушали в торжественном

*) Б. Сидис психология внушения, стр. 318—320.