В.М.Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.:1903

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 119   >>>

  

— 119 —

близ площади Bourse, где он построил четыре лохани, из которых одна предназначалась для безплатного лечения бедных. Однако Месмер этим не ограничился: он магнетизировал дерево в конце улицы де Банду, к которому* тысячами стекались больные и привязывали себя к нему веревкой в надежде на излечение» 1).

Нечто подобное, хотя и в меньших размерах, случалось и позднее с т. наз. магнетическим лечением. Достаточно здеоь припомнить то увлечение, которое проявилось в разных центрах Европы и между прочим у нас в Петербурге в конце 70-х годов, когда магнетизёр Ганзен, разъезжая по большим европейским центрам, производил в своем роде «знаменитые» сеансы магнетизма или, точнее, гипноза, который по его учению был обязан своим происхождением особой, присущей ему, магнетической силе. То же самое произошло и с спиритизмом.

Всякий вероятно помнит с какой чудовищной силой еще так недавно начал развиваться мистицизм в интеллигентной части нашего общества и как быстро вместе с тем начала развиваться настоящая спиритическая эпидемия. А между тем что такое спиритизм и его позднейшее видоизменение, известное под названием теософизма? не есть-ли это также своеобразное общественное явление, которое, если не по внутреннему содержанию, то по внешности родственно сектам хлыстов, духоборов и малёванцев, допускающих реальное общение с Св. Духом. В этом отношении нельзя не согласиться с метким сравнением, которое сделано проф. И. А. Сикорским:

«Вера спиритов в духов, в возможное общение с ними и в существование способов узнавать чрез посредство духов прошедшее, будущее и недоступное настоящее,—вся эта спиритическая догматика чрезвычайно сходна с догматикой скопцов, хлыстов и малёванцев.

Вера спиритов в духов основывается, как и у сектантов, на факте экстатических состояний, в которых медиумы могут писать, произносить слова или делать что-либо недоступное им в обыкновенных состояниях и это недоступное спириты

*) Бине и Фере. Животный магнетизм. Спб. 1890, стр. 10—13.

— 120 —

приписывают манипуляциям посторонняго духа, дейст вующого чрез организм медиума или иным путем.

Подобно тому, как хлысты или малёванцы, прорицая, произнося известные слова и делая телодвижения, не сознают их или по крайней,мере не признают, как собственные, а напротив признают их чуждыми себе, совершающимися волею вошедшого извне духа, так же точно и пишущий или вертящий столом спирит не признает этих действий за свои, а относит их к действию посторонняго духа, который управляет им, как простым орудиемъ».

«Относя к одной общей категории малёванцев, хлыстов и спиритов, мы не можем не закончить этого сравнения сопоставлением скопческих и хлыстовских прорицаний с откровениями спиритов. Если первые большею частью лишены смысла или по крайней мере не возвышаются над уровнем заурядного человеческого разума, то и все то, что успели сообщить спиритам их духи, совершенно посредственно или ничтожно и по справедливому замечанию английского мыслителя «не может быть поставлено выше самой пошлой болтовни (Карпентер)».

Итак возникновение психопатических эпидемий, подобных вышеописанным, возможно и в интеллигентном классе общества, в котором одним из стимулов к их развитию и распространению служит также внушение, производимое устно и печатно.

Паники среди людей и животных.

Надо однако иметь в виду, что психическая зараза проявляется не только распространением психопатических эпидемий, но и распространением психических эпидемий, которые не могут считаться патологическими в узком смысле слова и которые несомненно играли большую роль в истории народов. Такого рода психическия эпидемии происходят и в современном нам обществе и притом не особенно редко. Один из ярких примеров психических эпидемий, правда кратковременного свойства, представляет то, что называется паникой. Эта психическая эпидемия развивается в народных