— 118 — Выше мы уже говорили о месмеризме, когда-то быстро овладевшем парижским обществом. Вот как описывают сценъ* этого Месмеровского лечения, в которых содержится не мало поучительного с точки зрения, развиваемой в этом сочинении: «Когда возбужденное состояние переступало известные границы, больных перемещали в зал со стенками, обложенными матрацами; там женщин расшнуровывали и предоставляли им, не причиняя себе боли, биться головами о мягкия стены. Среди этой беснующейся толпы, разодетый в лиловые шелка, прогуливался Месмер и при содействии Дезлона и своих помощников, магнетизировал по выбору молодых и красивых; вооруженный длиннымъ* железным прутом, он прикасался им к телу пациенток, главным образом к больным частям; часто, оставляя прут, он магнетизировал глазами, фиксируя свой взгляд на взгляде больных или налагая руки на подреберье и на нижнюю область живота. Это последнее продолжалось иногда по целым часам. Иной раз он прибегал к пассам, причем прежде всего помещался в определенном положении относительно больной: садился против нея нога в ногу, колено в колено и, касаясь пальцами подвздошья, слегка перебирал ими по направлению к бокам. В тех случаях, когда имелось в виду вызвать более интен-зивные эффекты, эти манипуляции сменялись магнетизирова-нием большими токами, состоявшими в пассах с головы до ног и обратно до тех пор, «пока насытившаяся восстановительным флюидом замагнетизированная не падала в обморок от боли или удовольствия,—двух ощущений, одинаково блоготворныхъ» 1). «Молодые женщины, выдержавшия чарующий кризис, упрашивали, чтобы их вновь погрузили в это состояние; оне преследовали Месмера по всей зале и уверяли, что не могут противиться живейшему влечению к магнетизирую-щему их субъекту». Само собой разумеется, что зараза Месмеризма со времени этих сеансов стала быстро распространяться в современном обществе. «Страсть к Месмеровскому ле-чению не замедлила сделаться общей. Дом на Вандамской площади оказался недостаточным и Месмер занял hCtel Bullion, *) L. Figuier. Histoire du merveilleux. T. ИП. Paris. 1860. | — 119 — близ площади Bourse, где он построил четыре лохани, из которых одна предназначалась для безплатного лечения бедных. Однако Месмер этим не ограничился: он магнетизировал дерево в конце улицы де Банду, к которому* тысячами стекались больные и привязывали себя к нему веревкой в надежде на излечение» 1). Нечто подобное, хотя и в меньших размерах, случалось и позднее с т. наз. магнетическим лечением. Достаточно здеоь припомнить то увлечение, которое проявилось в разных центрах Европы и между прочим у нас в Петербурге в конце 70-х годов, когда магнетизёр Ганзен, разъезжая по большим европейским центрам, производил в своем роде «знаменитые» сеансы магнетизма или, точнее, гипноза, который по его учению был обязан своим происхождением особой, присущей ему, магнетической силе. То же самое произошло и с спиритизмом. Всякий вероятно помнит с какой чудовищной силой еще так недавно начал развиваться мистицизм в интеллигентной части нашего общества и как быстро вместе с тем начала развиваться настоящая спиритическая эпидемия. А между тем что такое спиритизм и его позднейшее видоизменение, известное под названием теософизма? не есть-ли это также своеобразное общественное явление, которое, если не по внутреннему содержанию, то по внешности родственно сектам хлыстов, духоборов и малёванцев, допускающих реальное общение с Св. Духом. В этом отношении нельзя не согласиться с метким сравнением, которое сделано проф. И. А. Сикорским: «Вера спиритов в духов, в возможное общение с ними и в существование способов узнавать чрез посредство духов прошедшее, будущее и недоступное настоящее,—вся эта спиритическая догматика чрезвычайно сходна с догматикой скопцов, хлыстов и малёванцев. Вера спиритов в духов основывается, как и у сектантов, на факте экстатических состояний, в которых медиумы могут писать, произносить слова или делать что-либо недоступное им в обыкновенных состояниях и это недоступное спириты *) Бине и Фере. Животный магнетизм. Спб. 1890, стр. 10—13. |