В.М.Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.:1903

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 116   >>>

  

— 116 —

всех и немалые, так как в Иорктоне например какой-то босоногий духобор, по свидетельству многих присутствовавших, вынул тугую мошну и отсчитал из нея 250 долларов, т. е. 500 рублей, одному из чиновников канадского иммиграционного ведомства, поручая ему купить яблоков, фруктов, хлеба и картофеля на всю братию».

По известиям, напечатанным в «Temps», духоборы прежде, чем отправиться «в поход на востокъ», отпустили на свободу весь свой домашний скот, не желая «притеснять никакое живое существо».

До похода в течение долгого времени духоборы в своих селениях с удивительным терпением исполняли тяжелые работы. Потом вдруг, охваченные неудержимым прозелитизмом, бросили селения и отправились в проповеднический поход.

Телеги, которые были при духоборах, были побросаны ими в пути, вместо того они навязали на шесты байковые одеяла и несли таким образом дряхлых стариков и малых ребят. Хотя духоборы имели при себе и деньги, они побирались в пути милостыней ради спасения души или собирали травы и колосья.

В Иорктоне, которого духоборы достигли 15 октября, от них отобрали насильственно женщин и детей, всего 1060 человек, предоставив мужчинам в количестве 800 человек идти далее.

«Насколько можно судить, вто решение канадских властей принято было духоборами с полной покорностью: случившиеся при них вожаки Подмеров, Дендров и Зебров, как передают, внушили им, что на то воля Божья, против которой нельзя прати.

Не так легко покорились атому насилию задержанные женщины: многия из них на первых порах не только сами отказывались есть что-либо из предлагаемой пищи, но даже и плакавшим детям воспрещали: лишь только кто подавал что ка-кому-нибудь малышу, мать у того кусок из рук вырывала.. Вскоре однако это изуверство поумерилось: через сутки-другия, духоборки не только ели, но и стали помогать стряпать.

Вели все себя тихо, только «божественное» читали, да псалмы пели; две женщины однако уже и тут, в Иорктоне, впали в сумашествие: одна 60-летняя старуха все утверждала, что от

— 117 —

нея имеет родиться Христос Спаситель, другая безумная была потише: все что-то бормотала про себя и чертила пальцем на полу.

Спустя несколько дней появилась еще сумашедшая—-17-летняя девушка, провозглашавшая себя Богородицей.

Тем временем мужчины шли вперед, продолжая свои заунывные напевы гимнов: по ночам они останавливались под открытым небом, и многие из них не только ничего не ели, но и сна себя лишали: впереди шел босой, бледный, с лихорадочно-горящими черными глазами, обнесенными темными кругами и черной же длинной, развевавшеюся по ветру, бородой— «Иоанн Креститель»-Зебров. Этот, подходя к местечку Foxwarren, стал уже и бредить на ходу—ему все представлялись видения; он не спал уже четвертые сутки и стал то и дело ловить что-то по воздуху и хвататься за что-то мерещившееся ему, взывая к следовавшим за ним духоборам: «Вот он Христосъ—хватайтесь за него все, спасайтесь!...»

По дороге к Фоксваррену духоборы стали бросать одеяла, платье, кошельки, обувь... Все это подбиралось следовавшими за ними конными жандармами и доставлялось куда следует на хранение. У Фоксваррена выпал снег, и это поколебало веру пилигримов в своего «Иоанна Крестителя»...

Эпидемическое распространение мистических учений.

Быть может найдутся лица, которые в развитии вышеуказанных эпидемий будут обвинять прежде всего невежество грубых масс народа, культурную его отсталость. Несомненно, что эти условия имеют неоспоримое влияние на развитие психопатических эпидемий, подобных вышеуказанным. Но они отражаются преимущественно на внутреннем содержании таких явлений.

При большем умственном развитии, при большей культурности населения подобного рода психопатическия явления с таким, если можно так выразиться, грубым содержанием невозможны. Но в другой формЬ психопатическия эпидемии встречаются и в интеллигентной части общества.