— 117 — нея имеет родиться Христос Спаситель, другая безумная была потише: все что-то бормотала про себя и чертила пальцем на полу. Спустя несколько дней появилась еще сумашедшая—-17-летняя девушка, провозглашавшая себя Богородицей. Тем временем мужчины шли вперед, продолжая свои заунывные напевы гимнов: по ночам они останавливались под открытым небом, и многие из них не только ничего не ели, но и сна себя лишали: впереди шел босой, бледный, с лихорадочно-горящими черными глазами, обнесенными темными кругами и черной же длинной, развевавшеюся по ветру, бородой— «Иоанн Креститель»-Зебров. Этот, подходя к местечку Foxwarren, стал уже и бредить на ходу—ему все представлялись видения; он не спал уже четвертые сутки и стал то и дело ловить что-то по воздуху и хвататься за что-то мерещившееся ему, взывая к следовавшим за ним духоборам: «Вот он Христосъ—хватайтесь за него все, спасайтесь!...» По дороге к Фоксваррену духоборы стали бросать одеяла, платье, кошельки, обувь... Все это подбиралось следовавшими за ними конными жандармами и доставлялось куда следует на хранение. У Фоксваррена выпал снег, и это поколебало веру пилигримов в своего «Иоанна Крестителя»... Эпидемическое распространение мистических учений. Быть может найдутся лица, которые в развитии вышеуказанных эпидемий будут обвинять прежде всего невежество грубых масс народа, культурную его отсталость. Несомненно, что эти условия имеют неоспоримое влияние на развитие психопатических эпидемий, подобных вышеуказанным. Но они отражаются преимущественно на внутреннем содержании таких явлений. При большем умственном развитии, при большей культурности населения подобного рода психопатическия явления с таким, если можно так выразиться, грубым содержанием невозможны. Но в другой формЬ психопатическия эпидемии встречаются и в интеллигентной части общества. | — 118 — Выше мы уже говорили о месмеризме, когда-то быстро овладевшем парижским обществом. Вот как описывают сценъ* этого Месмеровского лечения, в которых содержится не мало поучительного с точки зрения, развиваемой в этом сочинении: «Когда возбужденное состояние переступало известные границы, больных перемещали в зал со стенками, обложенными матрацами; там женщин расшнуровывали и предоставляли им, не причиняя себе боли, биться головами о мягкия стены. Среди этой беснующейся толпы, разодетый в лиловые шелка, прогуливался Месмер и при содействии Дезлона и своих помощников, магнетизировал по выбору молодых и красивых; вооруженный длиннымъ* железным прутом, он прикасался им к телу пациенток, главным образом к больным частям; часто, оставляя прут, он магнетизировал глазами, фиксируя свой взгляд на взгляде больных или налагая руки на подреберье и на нижнюю область живота. Это последнее продолжалось иногда по целым часам. Иной раз он прибегал к пассам, причем прежде всего помещался в определенном положении относительно больной: садился против нея нога в ногу, колено в колено и, касаясь пальцами подвздошья, слегка перебирал ими по направлению к бокам. В тех случаях, когда имелось в виду вызвать более интен-зивные эффекты, эти манипуляции сменялись магнетизирова-нием большими токами, состоявшими в пассах с головы до ног и обратно до тех пор, «пока насытившаяся восстановительным флюидом замагнетизированная не падала в обморок от боли или удовольствия,—двух ощущений, одинаково блоготворныхъ» 1). «Молодые женщины, выдержавшия чарующий кризис, упрашивали, чтобы их вновь погрузили в это состояние; оне преследовали Месмера по всей зале и уверяли, что не могут противиться живейшему влечению к магнетизирую-щему их субъекту». Само собой разумеется, что зараза Месмеризма со времени этих сеансов стала быстро распространяться в современном обществе. «Страсть к Месмеровскому ле-чению не замедлила сделаться общей. Дом на Вандамской площади оказался недостаточным и Месмер занял hCtel Bullion, *) L. Figuier. Histoire du merveilleux. T. ИП. Paris. 1860. |