— 115 — слова, брались за оружие, шли волонтерами среди солдат; среди последних весьма многие были ярые И-хе-туан. «Из города в город, из деревни в деревню, еще до прибытия настоящих наставников и руководителей стоустая молва переносила рассказы о невероятных чудесах. Говорили, что два мальчика И-хе-туан, перебросивши нитку через католический храм в Муклене, повалили его; рассказывали, что несколько человек, притронувшись стеблем гао-лина к Тьен-дзинской железной дороге, совершенно разрушили ее. В Гирин из Пекина пришло чуть-ли не оффициальное известие, что блогодаря присутствию в войсках трех И-хе-туан, близь Таку разрушено 27 броненосцев союзников. «Впрочем, перечислить все подобные циркулировавшие в народе слухи невозможно». Ясно, что здесь мы имеем дело также с эпидемическим распространием секты путем внушения от одного лица к другому, причем в самом характере эпидемии, как и следовало ожидать, здесь отразились все черты восточных народов с их склонностью ко всему легендарному и чудесному. Канадская психопатическая эпидемия среди русских духоборов. Интересна также психопатическая эпидемия, охватившая недавно духоборов Канады и едва не кончившаяся для многих из них печально. Заимствуем из газет описание, принадлежащее перу г-жи Мак-Гахан, этой своеобразной эпидемии, всполошившей не на шутку местные власти. Некто Зебров, объявивший себя Иоанном Крестителем, стал проповедывать поход в пустыню «для лицезрения Христа», заверяя всех, что зимы не должно быть и что ея нечего бояться. «Поверили-ли сектанты своему вожаку, или поступили они в силу собственного рассуждения, только из некоторых деревень они стали приходить в однех холщовых рубахах, босые и с непокрытыми головами. Но другие выходили одетые, как следует, если не в кожаных, то в резиновых сапогах, захватив с собой и байковые одеяла. Деньги кажется были при | — 116 — всех и немалые, так как в Иорктоне например какой-то босоногий духобор, по свидетельству многих присутствовавших, вынул тугую мошну и отсчитал из нея 250 долларов, т. е. 500 рублей, одному из чиновников канадского иммиграционного ведомства, поручая ему купить яблоков, фруктов, хлеба и картофеля на всю братию». По известиям, напечатанным в «Temps», духоборы прежде, чем отправиться «в поход на востокъ», отпустили на свободу весь свой домашний скот, не желая «притеснять никакое живое существо». До похода в течение долгого времени духоборы в своих селениях с удивительным терпением исполняли тяжелые работы. Потом вдруг, охваченные неудержимым прозелитизмом, бросили селения и отправились в проповеднический поход. Телеги, которые были при духоборах, были побросаны ими в пути, вместо того они навязали на шесты байковые одеяла и несли таким образом дряхлых стариков и малых ребят. Хотя духоборы имели при себе и деньги, они побирались в пути милостыней ради спасения души или собирали травы и колосья. В Иорктоне, которого духоборы достигли 15 октября, от них отобрали насильственно женщин и детей, всего 1060 человек, предоставив мужчинам в количестве 800 человек идти далее. «Насколько можно судить, вто решение канадских властей принято было духоборами с полной покорностью: случившиеся при них вожаки Подмеров, Дендров и Зебров, как передают, внушили им, что на то воля Божья, против которой нельзя прати. Не так легко покорились атому насилию задержанные женщины: многия из них на первых порах не только сами отказывались есть что-либо из предлагаемой пищи, но даже и плакавшим детям воспрещали: лишь только кто подавал что ка-кому-нибудь малышу, мать у того кусок из рук вырывала.. Вскоре однако это изуверство поумерилось: через сутки-другия, духоборки не только ели, но и стали помогать стряпать. Вели все себя тихо, только «божественное» читали, да псалмы пели; две женщины однако уже и тут, в Иорктоне, впали в сумашествие: одна 60-летняя старуха все утверждала, что от |