В.М.Бехтерев. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб.:1903

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 113   >>>

  

— 113 —

ство восторга и упоения в них до необычайного напряжения» недосягаемого при иных условиях отдельными членами. Это же взаимовнушение спдочивает отдельных членов сект на радениях в одно целое, в одну личность, живущую одной мыслью, произносящей одни и те же возгласы, исполняющей одинаковые по существу жесты и телодвижения.

Естественно, что это целое, являющееся источником недосягаемых наслаждений, столь притягательно для отдельных членов, что заставляет их, несмотря на строгий запрет закона, под тем или другим предлогом устраивать свои радения и являться на них даже за десятки верст.

С другой стороны в этой притягательной силе радений и молитвенных собраний вышеуказанных сектантов заключается между прочим в значительной мере и необычайное упорство этих грубых сект, с которыми оказывается бессильной борьба правительства и духовенства. Как велико влечение к таким сборищам, происходящее как бы по невольному взаи-мовнушению показывает между прочим случай, описанный Rev. Н. С. Киевом в Handbook of Kevivols, который мы приводим по Б. Сидису (1. с., стр. 304):

«Когда прогрессировало возрождение, в одной деревне, не принадлежавшей к секте, трактирщик клялся, что он никогда не пойдет с безумцами на их митинг. Но, услышав, что там приятно поют, он обнаружил любопытство, сказав, что не'знал этого и что мог бы пойти послушать пение, но ни слова из проповеди. Как только пропели гимн перед проповедью он наклонился вперед и закрыл оба уха пальцами. Когда один палец случайно отделился от уха, он услышал слова: «имеющий уши слышать, да слышитъ», произнесенные с великой торжественностью и они его чрезвычайно поразили. Он уже не закрыл уха, но, чувствуя никогда не испытанное раньше впечатление, тотчас отнял и другой палец и с глубоким вниманием слушал продолжение речи». Само собой разумеется, что трактирщик был очарован и с этих пор, будучи привлечен в число верующих, «стал истинно блогочестивымъ».

В. ВЕХТЕРЕВ. ВНУШ. И ЕГО РОЛЬ В ОВЩ. ЖИЗНИ.

8

— 114 —

Китайская эпидемия секты И-хф-туан.

Не подлежит сомнению, что сектантския и религиозные эпидемии и в настоящее время не лишены еще важного политического значения. Примером тому может служить гигантская эпидемия секты И-хе-туан, которая недавно разразилась с страшной силой в Китае, и, будучи поддержана правительством из политических видов, потрясла до основания огромное государство, привлекшее к последнему войска нескольких государств Европы и Азии. Под влиянием учения секты И-хе-туан, развившейся на почве явлений большой истерии и гипноза, представители этой секты получили уверенность в своей необычайной силе и неуязвимости, где и лежит причина огромной политической роли. которую сыграла эта секта в недавних китайских событиях. Вот как напр. описывает проявление и распространение этой секты И-хе-туан д-р Н. Воскресин-ский *), который имел возможность собрать сведения об этом своеобразном учении на месте:

«Различным отрядам союзных и русских войск не раз приходилось встречаться с отдельными бандами, в передних рядах которых шли девушки и юноши совершенно невооруженные, помахивающие своими разноцветными знаменами. Первые залпы обыкновенно скашивали эти ряды, но тот из И-хе-туан, кто оставался цел, возвращался из сражения еще с большей верой в свой неуязвимость и становился предметом поклонения для других; убитые и раненые считались недостаточно «просветившимися». Быстрота, с которой распространилось в народе учение И-хе-туан, достойна внимания...

«На огромном пространстве трех провинций население было точно наэлектризовано—и стоило появиться в какой-нибудь деревушке нескольким фокусникам, а с ними нескольким мальчишкам, выкрикивающим непонятные для народа фразы, как и среди собравшейся толпы и внутри домов мужчины и женщины объявляли себя И-хе-туан, чувствовали «посещение Духа»; девушки начинали пророчествовать, некоторые подвергались судорогам; юноши с пеной у рта изрекали непонятные

*) Д-р И. Воскресенский. Русский Врач, № 1, 1902.